
Хозяйка Дворца бракосочетаний Анна Клемюк попала в загс 20 лет назад. Случайно. Коварная аллергия на мел поставила крест на ее карьере учителя русского языка и литературы. Но молодожены Петрозаводска и его окрестностей от этого только выиграли — во Дворце появился человек, способный устроить для них грандиозный праздник. Истосковавшись по таким ярким мероприятиям, журналист "Губернiи" отправился в загс, чтобы если не присутствовать на торжестве, так хоть поговорить о свадьбах и обо всем с ними связанном с директором Дворца бракосочетаний.
Браку все возрасты покорны
— Анна Антоновна, говорят, что первое время Вы от всех скрывали то, что устроились работать в загс. Почему?
— Стеснялась. Профессия учителя была уважаема. А Дворец бракосочетания в то время представлялся для многих, да и для меня, как танцы, песни, веселье, шампанское. Сегодня знаю, что загс — очень кропотливая, тяжелая работа. Сюда приходят не только с радостью: мы регистрируем как рождение детей, браки, так и смерти, разводы и т.д. Вся человеческая жизнь проходит через наше учреждение.
Мы составляем документы, которые хранятся в архиве ВЕЧНО. Приятно сознавать, что половина петрозаводчан имеет документы, выписанные лично мной. Раньше нам приходилось работать исключительно пером. У меня даже палец деформировался, столько документов выписывала. Домой приходила, как школьница: вся в чернилах. Сейчас компьютеры нас немного разгрузили.
— Утверждают, что все свадьбы похожи друг на друга, но все разводы интересны по-своему...
— Свадьбы тоже разные. Одни продуманные, на едином порыве. На таких регистрациях совсем другая аура в зале. Чувствуется, что для людей свадьба — действительно событие, которого они очень ждали. А бывает, приходят настолько растерянные жених и невеста, что не слышат, не видят и не понимают, где находятся.
— Взглянув на пару, Вы можете определить: долговечен будет их брак или нет?
— Понять — любят люди друг друга или нет — можно сразу. Иногда чувствуешь, что люди подходят к регистрации брака неосознанно. Особенно это касается совсем молодых людей, еще не достигших брачного возраста.
— И много сейчас таких юных?

— В последнее время молодежь стала серьезнее относиться к браку. Наши невесты в основном девушки после 20 лет, а женихи — молодые люди после 25 лет. Но приходят во Дворец и 16-летние невесты. Самые юные женихи переступали порог загса в 17 лет. Самый пожилой жених пришел к нам в 84-летнем возрасте. А в прошлом году у нас была пара из дома-интерната для ветеранов. И жениху, и невесте было под 80 лет. Но возраст не имеет никакого значения. Если люди решили создать семью, то, сколько бы им лет ни было, надо жениться.
— Возраст не имеет значения и для степени волнения новобрачных во время регистрации? Кто больше переживает на свадьбах?
— Родители очень волнуются. Нередки слезы на лицах невест. Но и женихов часто начинает поколачивать. Хотя в обморок никто не падал. Мы стараемся не доводить до такого состояния. Если вижу, что невеста вот-вот расплачется, начинаю построже говорить.
Гулять так гулять
— Помните первую пару, которую регистрировали?
— Это было так давно. Запоминаются далеко не все пары.
— Но ведь бывают неординарные свадьбы, которые забыть нельзя?
— Нас трудно чем-то поразить. Но некоторые молодые люди устраивают праздник по полной программе. Иногда жених подъезжает к Дворцу бракосочетаний как настоящий джигит — на лошади. Однажды к Дворцу подходил корабль, который забрал молодоженов после регистрации.
Запомнился сюрприз, подготовленный участниками Заонежского хора для своей солистки: двери зала распахнулись — и хор запел карельскую величальную. Когда выходила замуж руководитель ансамбля индийских танцев "Маюри", она поразила нас своим костюмом — пришла на регистрацию в индийском наряде.
Ну а есть свадьбы, которые ребята делают только для себя. Приходят вдвоем, зарегистрируют брак и на "комете" едут в Кижи, чтобы там обвенчаться. Некоторые студенты приходят в загс, переоденутся здесь в свадебные наряды, зарегистрируются, опять переоденутся и идут вдвоем отмечать это событие. Некоторые у нас в зале выпьют шампанского с друзьями и родственниками и отправляются в свадебное путешествие.
— Но в основном народ празднует свадьбу с размахом?
— Не знаю, на свадьбах мы не гуляем. А наряды невест сегодня не показатель пышности свадьбы. Каждая девушка пытается выглядеть королевой. Сегодня невеста не всегда в белом, а и в голубом, кремовом, зеленом... Если раньше мы знали все модели свадебных платьев, то сейчас предугадать, в чем появится невеста, невозможно.
— А женихи уже не в черном?
— В черном, но не только. Приходят в белом, сером смокинге. Когда наша невеста выходила замуж за англичанина, так жених со свидетелем были в смокингах и котелках.
— Свадьбы с иностранцами отличаются от отечественных?
— Иностранцы восхищаются тем действом, которое происходит у нас во время регистрации. У них эта процедура очень проста. Если они приходят в муниципалитет регистрировать брак, там делается запись в книгу, мэр города вручает документы и на этом все заканчивается.
Однажды в стенах Дворца проходила неторжественная регистрация, которую мы проводим не на втором этаже, а на первом — в белом зале. Так жених — гражданин США — был в таком восторге. Кричал: "Бьютифул!" Бегал по коридору и сквозь слезы говорил: "Это мой не первый брак, но такого приема не ожидал. Я запомню эту церемонию на всю жизнь".
— А иностранцы не пытаются пожениться в стенах нашего загса по своим законам?
— Одна пара (карельская невеста и жених из США) попросила, чтобы после нашей официальной регистрации мы разрешили провести регистрацию по американской традиции. Для этого приехал родственник жениха — пастор. Когда жених и невеста читали клятвы, написанные ими друг другу, это было так трогательно!
Когда пастор провозгласил их мужем и женой, он обратился ко всем присутствующим помолиться за молодых. И я посмотрела на лица наших и американских граждан: одухотворенные гости со стороны жениха и растерянные, рассматривающие стены гости невесты. Наши люди к такому не привыкли. Да, Дворец бракосочетания — это и не церковь. Мы никогда не пытаемся составить конкуренцию церкви.
Свадьбы без колец и поцелуев
— С приходом весны работы во Дворце прибавляется?
— Горячие деньки для нас начинаются в июне. И затем — с июля по декабрь — свадеб немало. Полное затишье наблюдается в конце января — феврале. В апреле, после Великого поста, появляется много желающих зарегистрироваться. А в мае опять отток пар. Я считаю, что май незаслуженно обидели. Кто-то придумал, что если в мае женишься, всю жизнь будешь маяться, и все клюнули на эту выдумку.
— А как Вы вообще относитесь к приметам в Вашей профессии?
— Я в приметы не верю. Утверждают, что если что-то забудешь, направляясь в загс, обязательно что-то не получится. Да я сама, когда шла подавать с будущим супругом заявление, забыла свой паспорт. И ничего, уже 30 лет с мужем живу.
Все считают плохой приметой, когда колечко во время регистрации падает из рук новобрачных. Ерунда. Но люди так настроены. И чаще даже не сами молодые, а их родители. Поэтому мы стараемся, чтобы все прошло без сучка, без задоринки. Если вижу, что пара волнуется, подхожу к ним, говорю: "Спокойно" и подношу кольцо прямо под руку. Но если случается, что кольцо все-таки выпадает из рук жениха или невесты, весь зал ахает. Но я считаю, что пусть хоть кошки перебегают дорогу: если люди любят друг друга, то будут жить вместе долго и счастливо.
— Случалось ли, что кто-то пытался остановить бракосочетание, устраивая сцены ревности на глазах присутствующих?
— Иногда замечаю, что среди гостей стоит девушка с опухшими от слез глазами с букетом желтых роз. Видимо, что-то ее с женихом связывало. Но публичных сцен у нас никто здесь не устраивал.
— Какие требования женихов и невест Вы выполнить не можете?
— Приходят пары и говорят, что хотят зарегистрироваться завтра. Но по закону брак может быть зарегистрирован через месяц. Для сокращения срока нужен обоснованный аргумент. Если приходят ребята и показывают повестку в Чечню, я откладываю все дела и тут же их регистрирую. Также мы часто идем навстречу морякам БОПа, отправляющимся надолго в плавание. Не отказываем в срочной регистрации тем, кто тяжело заболел и должен лечь в больницу.
Хотят молодожены торжественную регистрацию — будет торжественная. Не желают под Мендельсона сочетаться браком — заказывают другую музыку. Под "Мурку", правда, в зал никто не входил, но под мелодию из сериала о Шерлоке Холмсе брак регистрировали.
Мы ничем не ограничиваем свободу молодоженов. Но наш ритуал — не просто действо, но и юридический акт. То, что его касается, мы должны выполнить: получить согласие жениха и невесты, их подписи. А уж колечки будут — не будут, воля молодых.
— А что, бывают свадьбы без обручальных колец и поцелуев?
— Случаются. Кто приезжает с венчания, зачем им второй раз кольца одевать... А у некоторых вообще колечек нет. Поцелуй тоже при ритуале совсем необязателен. Мы говорим молодоженам, чтобы они поздравили друг друга. Как они это сделают, их дело. Некоторые просто пожимают друг другу руки.
Красота требует...
— С Вашей публичной профессией Вы всегда должны хорошо выглядеть. Как умудряетесь держать марку?
— Утро начинается с приведения себя в порядок. У каждой из нас есть заветная тумбочка с косметикой. Но летом нелегко поддерживать себя в форме: через каждые 20 минут заходит новая пара, зал не успевает проветриться. А мы должны стоять...
— А где достаете парадную одежду?
— Каждая женщина чувствует себя неловко, если рядом стоит дама в таком же наряде. Эксклюзивных моделей у нас не приобрести. Поэтому мы стараемся сшить красивые платья. И как можно чаще шить. Не будешь ведь несколько лет в одном наряде ходить.
— Неопрятного работника Вы наверняка не потерпите. А чего Вы ни за что не простите своим работникам?
— Плохого отношения к людям. Если вижу, что он не любит людей, я не буду с ним работать. А притвориться здесь невозможно.
— Но при всей любви к посетителям Вы выдается далеко не всю информацию?
— Конечно, в нашей работе есть такое понятие, как частная тайна. Например, в стенах нашего Дворца оформляют усыновление. Иногда приходят к нам усыновленные, уже ставшие взрослыми людьми, и просят развеять свои сомнения. "Вот я нашел такие-то документы, — говорит посетитель. — Я чувствую, что родители, с которыми жил, мне неродные..." А мы без разрешения усыновителей не имеем права давать такую информацию.
— Вы всегда выглядите спокойным и уравновешенным человеком...
— Это издержки профессии. Вообще я человек эмоциональный, взрывной. Не холерик, но сангвиник точно. Когда чувствую, что внутри закипает, стараюсь переключить внимание на что-то другое.
— А что в Вас способно разбудить зверя?
— Причины могут быть разными. Меня раздражает, когда человеку говоришь одно и то же, а он тебя не слышит. Я могу долго терпеть. Но когда терпению приходит конец, порываю отношения с этим человеком. У меня с каждым годом становится все меньше и меньше друзей. Когда мне исполнилось 25 лет, ко мне пришли с поздравлениями человек 40. В 30 лет друзей было уже 15. В 40 лет их осталось 10. Сейчас мне будет 50 лет, и со мной рядом только те люди, с которыми я могу пойти куда угодно.
Семья — это святое
— Ну а как же насчет вечного вопроса: "Есть ли жизнь после свадьбы?"
— Да, говорят, что семья изживает сама себя. Но лично я считаю, что семья по-прежнему то, на чем все держится. Где еще человек может чувствовать себя раскрепощенно? Только в семье. Только здесь его принимают таким, каков он есть. Только в семье ему скажут все, что о нем думают. Только в семье воспитываются дети, которые от отца и матери воспринимают все лучшее. Когда говорят, какая хорошая семья, а вот с ребенком что-то неладно, так это не с ребенком что-то не так, а с его семьей.
— А у Вас хорошая семья?
— Мне кажется, что да. У меня взрослая дочь, у которой уже своя семья. От всех неприятностей мне помогает отвлечься мой трехлетний внук. Так здорово собраться всей семьей на даче, где главная моя ценность — цветы.
— Каково быть женой военного моряка?
— В семье он не командир. Так сложилось, что в нашем доме я главная. Пока супруг постоянно находился в море, все хозяйство было на мне. А когда он стал служить на берегу, руководство домом так на мне и осталось.
— В чем секрет долголетия Вашего брака?
— В умении принимать другую точку зрения. Любой брак сначала — это пылкая любовь, которая рано или поздно заканчивается, и начинается "жизнь". Любовь перерастает в уважение, умение понимать и уступать. Супруги не должны ломать друг друга, выпячивая свое "я". Семья — это семь "я": муж, жена, дети, родители и т.д. Если люди умеют жить так, чтобы "я" оставалось "я" и чтобы это "я" крепко держалось в семейном кругу, тогда семья получится.
— Ну а если любовь вновь нечаянно нагрянет, то никакое "я" в семейном кругу не удержать...
— Говорят, что человек влюбляется как минимум семь раз за свою жизнь. Но есть то святое, через что переступать нельзя.
— А что для Вас святое?
— Семья.