В 2004-2005 учебном году Хвойнинская школа должна превратиться в девятилетку. Ученикам 10-х и 11-х классов придется ехать в интернат в ближайший поселок Сумпосад. Нормального помещения для интерната для ребят из Хвойного в Сумпосаде нет, его еще предстоит отремонтировать. А на это нет денег.
Проблема школы в Хвойном — не единичная в республике. В будущем учебном году в девятилетки планируется перевести десятки школ почти во всех районах республики. Изменение статуса школы со средней на девятилетнюю скажется не только на качестве образования, но и на количестве рабочих мест, неизбежно сокращение учителей.
Помимо прочего, изменится и криминогенная ситуация в тех поселках, где должны будут организовываться интернаты. Оставшиеся без присмотра родителей 15-17-летние подростки вряд ли станут более законопослушными.
Однако все эти факторы игнорируются федеральной программой оптимизации сети образовательных учреждений и карельским законом "О государственных минимальных стандартах и финансовых нормативах". Согласно этим двум документам реформа образования должна пойти по пути подушевого финансирования школ. Это фактически означает сокращение количества образовательных учреждений на селе.
Согласно карельскому законодательству наполняемость класс-комплектов в сельских школах должна составлять не менее 11,7 ученика. А в той же Хвойнинской школе — 8,2 ученика. Так называемая "оптимизация" ведет к ликвидации тысяч российских школ уже в самой близкой перспективе.
Там, где действуют нормальные законы, никаких минимальных стандартов нет. Маленький норвежский поселок Скаланд в 300 километрах за Полярным кругом. Конец света, в общем. Тем не менее на 52 ученика приходится 49 учителей и других работников школы. В некоторых классах по три ученика. Ими занимаются учитель, помощник учителя и воспитатель "продленки". Никому и в голову не приходит ввести минимальный стандарт в 11,7 ученика.
Пока в поселке есть школа, он жив. Без школы населенный пункт обречен на медленное умирание. А это означает нарушение первичной сети расселения, что, в свою очередь, может привести в перспективе к деградации социума. Главная ошибка, допущенная в образовательной политике государства, — передача функций по учредительству школ органам местного самоуправления. У них всегда не хватает средств, а с принятием нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" вообще не останется.
Президент России Владимир Путин недавно заявил, что образование — это функция государства. Однако Министерство образования Карелии с этим тезисом, вероятно, не согласно и всячески старается обязать местное самоуправление стать единственным учредителем учреждений образования. Местные же власти, по мысли деятелей республиканского правительства, должны нести единоличную ответственность за разрушительный процесс "оптимизации".