Ничего-то я о наркотиках не знаю. Да и откуда знать-то? Помню только, что в годы моего голоштанного детства в нашей стране ни секса, ни наркомании не было. Один лишь комиссар Каттани боролся в телевизоре с окаянным Спрутом, а вокруг падали из окон разрушенные наркотиками некогда красивые итальянские тела. Исколотые вены, белый порошок в носу, какие-то самокрутки в зубах… Еще я знал три названия: героин, кокаин и марихуана. Причем честно считал, что все это можно курить, нюхать и колоть с одинаковым эффектом. И с одинаковым же риском погибнуть. Все это существовало где-то в капиталистических джунглях, за прочным и надежным железным занавесом, там, где жестокий мир чистогана безжалостно перемалывал в муку маленькие и невинные человеческие судьбы…
Дома же в это время царила благодать. Вечно пьяный Константин Иванович с верхнего этажа постоянно заливал нас разнообразными жидкостями и клянчил денег "до вторника". Со всей Ключевой-матушки к нему стекались кореша и ежедневно, ошибаясь квартирой, пытались заглянуть к нам. Однажды кто-то из них был зарезан прямо на лестничной клетке. Товарищи по школе пьянствовали уже класса с 6-го и вечерами "трясли" мелочь из по случайности трезвых и не сбившихся в стайки подростков. На дорогах и в подъездах обязательно валялись дремлющие алкоголики. Вопреки уверениям наркологов они не погибали от отравлений, не замерзали в снегу и не тонули в лужах. В троллейбусах сердобольные старушки уступали им места. Доблестью и забавой считалось наутро спрашивать у сотрапезников: "Чо вчера было-то?" И весело изумляться тому, что "в носках бегал по морозу за сигаретами", "целовался с батареей" и "под столом развязывал зубами шнурки друзьям". Трезвяк на празднике приравнивался к измене родине. А пьянка с последующим перелетом из бани в Ленинград уже более четверти века является романтической мечтой всех слоев населения нашей отчизны. Это считается родным и понятным. Это часть нашей культуры. Это норма. За это не сажают.
А вот за марихуану сажают. Причем никто мне так и не смог объяснить, чем эта "дурь" опаснее нашей водочки. И в физическую зависимость, говорят, от травы не впадают, и сильные высокие голландцы узаконили ее официально, и так любимый нами исламский мир, не признавая алкоголя, пыхает кальяном и не думает даже из-за этого вырождаться. У них своя культура и свои антидепрессанты. Они так снимают стресс и приглушают отрицательные эмоции…
Сознаюсь, я запутан. Если критерием порочности является впадание организма в зависимость, то вслед за героином и кокаином на помойку по праву должен бы торжественно проследовать алкоголь. Десятки тысяч людей не могут существовать без него. Он замечательным образом разрушает мозг и портит здоровье. Большинство смертоубийств в нашем отечестве совершается по пьяни. Но нет. Сама эта мысль отвратит от меня девять десятых читателей. Ведь пьяный у нас подобен священному животному. Он неприкасаем и прощаем. Он может икать нам в лицо и откровенничать на славу. Ему можно. Ведь он же выпимши. Да мы скорее зачислим в наркотики утиную охоту, футбол по субботам, преферанс с пацанами – все, что может отвлечь от накатывающей хандры и на что можно подсесть. Но только не это… Потому как же мы тогда селедку есть будем? Никак невозможно.
Глас народа
Песня бременских музыкантов давно считается в народе гимном торговцев наркотиками. "Нам любые дороги дороги", "смех и радость мы приносим людям", вариации на тему "нашей крыши" и "цветочных полян" вызывают устойчивые ассоциации. Стоит ли шутя относиться к проблеме наркомании и кто в таком случае будет смеяться последним? "Губернiя" спросила известных людей Карелии, насколько, по их мнению, актуальна для Карелии проблема наркомании и как можно и должно с ней бороться.
Галина МАТВЕЕВА, заместитель главного врача наркологического диспансера:
— Для Карелии проблема наркомании достаточно актуальна, как и для всей страны. Наркотиков меньше не становится. Может быть, большее распространение получают "легкие" наркотики, но они не менее опасны. Даже если из тысячи человек наркотики начнут употреблять десять, можно считать, что мы их потеряли. При этом наркотик в отличие от алкоголя очень заразен. Первые пару лет, пока у наркомана не проявляются наркотическая зависимость и разрушительное влияние на личность и организм, он является плохим примером, источником опасности для окружающих. Потому что, глядя на начинающего наркомана, люди не верят, что это действительно опасно. Меры борьбы с наркоманией — в первую очередь профилактика. Если бы у нас было нормальное цивилизованное общество, если бы сохранился институт семьи, в котором молодой человек в детства получал разностороннее воспитание и образование, знал бы, что в мире много интересного, помимо наркотиков, тогда было бы проще.
Валентин ШМЫКОВ, главный федеральный инспектор по Республике Карелия:
— Даже если несколько человек употребляют наркотики, это уже проблема. А когда правоохранительными органами выявляются десятки случаев незаконного оборота наркотиков, когда растет число наркоманов-правонарушителей — это становится очень серьезной проблемой. Поэтому для борьбы с ней требуются совместные усилия органов власти, правоохранительных органов, здравоохранения, просвещения. Не случайно в России создан комитет по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Он координирует деятельность всех органов и структур, которые занимаются проблемой наркомании. Я полагаю, это позволит решать проблему наркомании более эффективно.
Владимир ПЕТРОВ, и.о. главы администрации Петрозаводска, председатель комитета по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты:
— У меня сейчас голова другим забита. Я не готов отвечать на ваши вопросы.
Анатолий КАРМАЗИН, заместитель министра образования РК:
— Проблема наркомании действительно актуальна для Карелии, особенно для приграничных городов. Хотя наша республика и не является лидером по количеству наркоманов, опасность, связанная с доставкой, распространением наркотиков, существует. Думаю, что сегодня есть несколько способов борьбы с этой бедой. Главный из них — это убеждение и воспитание. И мы ориентируем учреждения образования на эту работу. На втором же месте — административные методы. К сожалению, сегодняшнее законодательство не позволяет серьезно наказать за распространение наркотиков. Поэтому его нужно менять. И как можно скорее, иначе рост наркомании нам никогда не остановить.
Григорий САЛТУП, скульптор:
— Я не в курсе проблемы, абсолютно не представляю, ничего сказать не могу. Сам не пользуюсь, знакомых наркоманов нет. А меры борьбы — срок за распространение надо давать не меньше 15 лет. Потому как бизнес очень выгодный, остановить сложно.
Татьяна ШЕРУДИЛО, замдиректора по работе с Симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии:
— В моем окружении наркоманов нет, но я считаю, что эта проблема губительна для нации. Как с ней бороться, не ведаю. Но наверняка есть люди, которые это знают и умеют. Я же могу только сожалеть, что молодежь подвергается этой пагубной привычке.
Для посетителей нашего сайта www.rep.ru вопрос звучал следующим образом: "Что нужно сделать для более эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков?"
Ужесточить наказание за торговлю 58%
Увеличить финансирование органов, занимающихся борьбой с наркоторговлей 4%
Легализовать легкие наркотики 27%
Усилить антинаркотическую пропаганду 6%
Ничего делать не надо 4%
В общем, не новость, что "смех и радость" пользуются в народе популярностью — второе место занимает легализация "легких" наркотиков. "Курить или не курить" — не вопрос? Мекка наркоманов, Голландия, которая первой в мире легализовала марихуану, считая, что таким образом отвадит молодежь от потребления "жестких" наркотиков, сейчас превратилась в наркодержаву. Исследования ученых из амстердамского института "Тримбо" показали, что 80% героина, конфискованного в Англии и Франции, имели голландское происхождение. Более того, страна каналов и тюльпанов вышла на первое место в Европе по производству наркотика "экстази", который регулярно потребляют 8% нидерландских школьников. 4% из них нюхают кокаин, а 1% имеет устойчивую героиновую зависимость. В результате по потреблению "жестких" наркотиков Голландия опережает все другие страны, уступая лишь США.
Опрос провели Саша ДОМИНА, Наталья ВИТИВА