Культура Театр минус Раутио: кто выиграл, кто проиграл

Григорий ВОЕВОДИН
№18 (361) 30.04.2003

Пролог

Конфликт в Музыкальном театре, за развитием которого несколько месяцев следили все средства массовой информации Карелии, завершился полной и окончательной победой одной из сторон — актеров театра. Арт-директору Нине Раутио предложено написать заявление об увольнении, та же участь ждет и директора объединенной дирекции двух театров Любовь Васильеву. Страсти поулеглись и можно посмотреть на все, что произошло, спокойнее, чем в самые драматичные моменты развития конфликта.

Действие первое. Новая метла

Вспомним, как все начиналось. Министерство культуры, понимая, что с Музыкальным театром надо что-то делать, пригласило на должность арт-директора театра Нину Раутио, которая в прошлом году поставила на сцене театра оперу "Сельская честь" и показала, что способна делать спектакли уровня гораздо выше того, к чему мы за много лет привыкли. Оставим в стороне политическую подоплеку прошлогодней постановки, все разговоры о стоимости проекта и тому подобное. Главное состояло в том, что Раутио, имеющая опыт работы на западной оперной сцене, согласилась на предложение. И с ходу решила взять быка за рога.

Похоже, именно в этом была ее главная ошибка. Привыкнув к западной схеме работы, Нина Раутио не учла местных особенностей. В первую очередь, того обстоятельства, что наше самолюбие настолько болезненно, что может подвигнуть на поступки совершенно неожиданные. Сказался и достаточно жесткий характер оперной примы.

Кроме того, как мне кажется, Раутио оказалась между двух огней. Помимо собственно постановочной работы, ей было предложено подумать над тем, как оптимизировать финансы двух театров, поскольку все прекрасно понимали, что хорошие постановки дешевыми не бывают, а бюджеты уже утверждены, дополнительных денег никто не даст, поэтому средства придется искать не вовне, а внутри. Возможно, это еще один фактор, приведший к столь печальным последствиям.

Действие второе. Голодовка

Первый звонок прозвенел осенью, когда вдруг заговорили о том, что Раутио намерена закрыть Русский театр драмы, оставив сцену и, главное, деньги труппе Музыкального театра. Было подобное в планах Раутио или нет, судить не берусь. Возможно, это плоды чьего-то воображения, но не исключено, что поднявшийся шум заставил руководство минкульта пойти на попятную. Тему ликвидации "драмы" оставили в покое.

И тут грянула аттестация в Музыкальном театре. О том, как она проходила, писали и говорили много и подробно. Нужна ли была эта аттестация или с нею можно было повременить? Скорее всего, второе. Тем не менее она прошла и стала ключевым событием разразившегося вслед за тем скандала.

Четверо актеров, не прошедших аттестацию, объявили голодовку. В своем открытом письме они поведали об ужасах, которые стали твориться в театре с приходом нового арт-директора, потребовали отмены итогов аттестации и увольнения Раутио. Сначала их решили не замечать. Потом перешли к уговорам. Затем, когда ситуация приняла критический характер, разом согласились удовлетворить требования актеров в части отмены итогов аттестации в обмен на прекращение голодовки. Акция протеста прекратилась. Нина Раутио рассказывала всюду о том, что будет "вступать в юридические отношения" с теми СМИ, которые, на ее взгляд, были слишком пристрастны в освещении театрального конфликта. Мы же, вздохнув, начали ждать, когда она наконец начнет что-то ставить.

Действие третье. Не дождемся

Но обиженные актеры остановиться уже не могли. Казалось, что конфликт исчерпан и стороны, пусть и крайне недовольные друг другом, могут прийти к компромиссу и просто начать работать. Однако актеры продолжали повторять: "Или мы, или она!"

Истерику можно было остановить. Для этого нужен лишь человек, который не побоится это сделать. В данной ситуации таким человеком могла и должна была стать министр культуры Галина Брун. Ей нужно было всего лишь занять жесткую позицию и следовать ей. Смею предположить, актеры бы никуда не делись, если они действительно любят искусство в себе, а не себя в искусстве. Да простят они меня за это высказывание. У министра Галины Брун позиции не оказалось. Она, по моему глубокому убеждению, просто "сдала" свою недавнюю единомышленницу Раутио со всеми потрохами, пойдя на поводу у эмоций тех, кто был прав лишь отчасти.

Теперь все будет хорошо. Мы снова будем смотреть и слушать постановки заслуженных-перезаслуженных "своих". Прошлогоднее прикосновение к гораздо более качественной театральной продукции так прикосновением и останется. И вся надежда лишь на заезжих гастролеров.

Эпитафия

Можно всю жизнь есть одну постную картошку и радоваться, что ты сыт. А можно потрудиться, заработать и позволить себе что-то более полезное и вкусное. Нам, похоже, опять оставили картошку.

Когда верстался номер

Во вторник стало известно, что в Министерстве культуры состоялось очередное совещание по ситуации в Музыкальном театре. Как и было обещано, Нине Раутио и Любови Васильевой предложено добровольно оставить свои должности. Место директора театров должна занять Ирина Русанова, депутат ЗС, до последнего времени работавшая директором Республиканского центра искусств.