
Вот уже год она работает заместителем петрозаводского мэра. О ней говорят разное: может быть груба, даже жестока, и характер у нее не сахар. Одни с ней заискивают, другие ругаются, третьи с удовольствием рассуждают на экономические темы, признавая ее знания в этой области. "А я совсем не такая, как обо мне говорят", — считает сама Марина Никишина и, похоже, не лукавит.
Народа не боюсь
— Марина Викторовна, утверждают, что Вы — сильная женщина, позволяющая себе крепкое словцо. Видимо, никак не могут забыть Ваш выход в автоколонну прошлым летом...
— Один раз на планерке Виктор Николаевич Масляков пошутил: "Что-то о нас нигде не пишут — видимо, Никишина давно не была в автоколонне". Кстати, в автоколонне ситуация была обидная. Не ругалась я там матом, как потом написали в газетах. Несмотря на то, что люди меня видели в первый раз, я смогла их убедить в том, что выплачу им зарплату в обещанные сроки. И автобусы вышли на линию. Хотя это было нелегко.
— Страшно попадать под волну народного негодования?
— Не страшно. Я считаю, что с каждым человеком нужно разговаривать на таком языке, на котором он понимает. И, например, со слесарем общаюсь на близком и родном ему языке. Могу употребить и крепкое словцо.
— А когда Вы испытали первый стресс?
— Это было еще при советской власти. Я работала начальником городского отдела статистики. Второго числа каждого месяца делала сводку, которая уже в 9.00 лежала на столе руководства города. Однажды секретарша одного из крупнейших предприятий, переписывая отчет, сделала ошибку. В результате в сводке получилось, что Петрозаводск не выполнил план по объему промышленного производства. Вот тогда меня и вызвал к себе первый секретарь горкома Юрий Кузнецов. Кто помнит Юрия Анатольевича, тот меня поймет. Я бежала сломя голову из его кабинета, давление подскочило до 200. Вот это был стресс!
— Наверняка и сейчас стрессов хватает, но Вы практически всегда выглядите спокойной...
— Сложность нашей работы и состоит в том, что многое, что есть внутри нас, не приходится показывать. Нужно постоянно держаться. Не покажешь, что ты переживаешь сильно. Не покажешь, когда тебя обижают.
— А на что Вы обижаетесь больше всего?
— В основном обижаюсь, когда люди, не знающие и не понимающие глубину процесса, пытаются о чем-то рассуждать. Ужасно, когда такой человек может влиять на принятие решений. Но обижаться и плакать я могу только дома на кухне. На работе это непозволительно.
Переступать через себя не стану
— Если Вам не удается отстоять свою позицию перед своим руководством, Вы согласитесь с неправильным, на ваш взгляд, решением?
— Если это принципиально, я буду биться до конца, невзирая ни на что. Переступать через себя не стану. Но с Виктором Николаевичем Масляковым мне работать легко, потому что он всегда прислушивается к мнению специалистов.
— А за этот год в мэрии были такие ситуации, после которых Вы говорили: "Да зачем мне все это надо, ухожу!"
— Когда понимаешь, что можешь сделать больше и лучше, а находится тот, кто тебе рьяно мешает, тогда хочется бросить все и уйти. И за этот год такое желание возникало не раз.
Предательство — самая страшная обида
— Чего Вы никогда не простите своим коллегам?
— Равнодушного отношения к работе. Не люблю, когда человек неискренен. Не терплю, когда что-то делают у меня за спиной, исподтишка.
— Но ведь в мэрии, правительстве очень много закулисных игр...
— Я не занимаюсь никакими политическими играми и никогда не буду делать вещи, идущие в ущерб экономической целесообразности. В этом плане я человек неудобный. Если сейчас мой бизнес — это бюджет города, то я никому не позволю ему помешать. Я не люблю, когда мне ставят условия. Человек сразу проиграет, если придет ко мне и скажет: "Я тебе сделаю это, а ты мне это". Я найду способ сделать все по-своему.
Вообще я авантюрист по натуре. И карьерой для меня ничего не определяется в этой жизни. Если написать все "за" и "против" поста, то второй список окажется гораздо длиннее. Мне не нравятся многие ограничения, которые накладывает пост. Например, люблю большие, шумные тусовки, где можно потанцевать, песни попеть, а поскольку я лицо известное, то позволить это могу себе нечасто.
— Значит, Вы можете помахать ручкой мэрии без сожаления хоть завтра?
— Я могу себе позволить уйти с любого поста совершенно в никуда, и это не скажется на моем семейном бюджете. Но сегодня у меня есть обязательства перед людьми, с которыми я пришла в мэрию, и я буду с ними до конца. Предательство — самая страшная обида, которую можно нанести человеку. Поэтому я никогда не предам свою команду.
Вы так красиво плачете...
— Вы согласны, что чем более высокий пост человек занимает, тем меньше у него настоящих друзей?
— Я имела возможность проверить людей и пришла к такому выводу: 30 процентов отсеется, как только ты оставишь свой пост, но процентов 70 останется.
— И кто Ваши самые близкие друзья?
— У меня очень много приятелей. Но есть одна подруга, с которой я дружу еще со школы. Самые неприятные моменты своей жизни я переживала вместе с ней. И плакали вместе не раз. Она незамужем. И я иногда ей завидую — когда человек один, он более свободен, у него меньше обязательств перед другими людьми.
— С женщинами, занимающими высокие посты, дружите?
— Когда я работала в правительстве, Галина Брун организовала девчачий клуб по средам. В этот день женщины — министры, замминистры, консультанты, руководители различных структур — ходили в сауну. И это было прекрасно — мы смогли познакомиться поближе, нам стало проще общаться и решать проблемы. Я уважаю и ценю многих женщин, которые сегодня находятся у власти. Считаю, что Карелия вообще сильна представительницами слабого пола.
— Как Вы относитесь к комплиментам?
— В моей жизни было два классных комплимента, когда мне сказали, что у меня очень умные глаза и что я очень красиво плачу.
— Значит, плачете Вы не только на кухне, но и на людях...
— Это было очень давно. Сейчас бы я себе такого не позволила. На работе во время переезда произошла какая-то дамская разборка, я разрыдалась. За этим наблюдал один мужчина — он оформлял какие-то документы. Уходя, он подарил мне очень красивые серьги и сказал: "Вы так красиво плачете..."
Достоинство мужчины — щедрость
— Когда Вы стали подниматься по служебной лестнице, не почувствовали, что мужчины стали уделять Вам больше внимания?
— Мужским вниманием я никогда не была обделена. Но я часто говорю, что ни один мужчина не зашел в мой кабинет без меркантильного интереса. Меня ругают за эту фразу, и мужчины обижаются на нее. Но, безусловно, должность накладывает на тебя понимание того, что человек пришел к тебе по должности. Хотя есть люди, с которыми я познакомилась в своем кабинете при решении каких-то проблем, а потом они стали друзьями. Причем друзьями всей моей семьи.
— Вы согласны, что все мужчины полигамны?
— Да, я согласна (смеется). Женщины гораздо лучше. А если серьезно, то мне очень понравилось высказывание певицы Елены Великановой: "Здорово, когда мужчины и женщины нравятся друг другу. У каждого из нас должен быть кто-то, кому хотелось бы понравиться". Вот и мой муж говорит: "Зачем ты мне нужна, если не будешь нравиться никому другому".
— И где находят таких понимающих мужей?
— Мы познакомились, когда я еще была студенткой Ленинградского университета, а он только пришел из армии, в ресторане "Северный". Это была любовь с первого взгляда. Когда он ко мне подошел, я почувствовала, что это мое — и все.
С тех пор мы трепетно относимся к "Северному". Но когда финский приятель, гостивший у нас, зачастил в этот ресторан, я ему говорила: "Ты поаккуратнее, там встречаются разные женщины..." Он смеялся: "А ты помнишь, где ты с Ваней познакомилась? Значит, туда и хорошие женщины заглядывают".
— Вы вместе с супругом 22 года. Он тоже довольно состоявшийся человек: занимает не последний пост на "Петрозаводскмаше". Какими качествами должна обладать женщина, чтобы удержать рядом с собой такого мужчину?
— Мне кажется, что все держится на искренности. Нельзя быть меркантильным по отношению к мужчине. Я никогда не приму нынешнего лозунга молодых девушек: "Хочу за богатого!"
— А каким должен быть настоящий мужчина?
— Щедрым на любовь, на внимание и ласки, на любое проявление чувств. И деньги здесь ни при чем.
— Ваш супруг способен Вас удивить? Если да, то как?
— Он не переставал меня удивлять на протяжении всей нашей жизни. Недавно, когда Ваня уезжал в командировку, я возвращалась домой и воткнулась в прихожей в огромного плюшевого медведя. А к дверям была прикреплена записка "про любовь".
А зять пойдет служить в армию
— В том, чем вы сегодня с мужем владеете, чья заслуга?
— Наша. Нам с мужем никогда ничего не доставалось на халяву. Все заработано свои трудом. На чем-то экономили, копили, занимали.
— Какая самая дорогая покупка была вами сделана за семейную жизнь?
— По силе хотения — это была наша первая машина. Мы очень долго копили деньги на "пятерку". Ну а по дороговизне... Да нет у меня дорогих вещей. Квартиру престижной не назовешь — трехкомнатная, на девятом этаже девятиэтажного дома на Перевалке. Дочери с зятем мы снимаем жилье.
— Дочь с зятем заканчивают университет. Многие считают, что дети больших родителей будут пристроены по высшему разряду...
— А зачем? Мне все говорили: "Ну пойдет дочь по стопам матери — поступит на экономический". Но если Настя другая, зачем мне ее ломать? Она самостоятельно поступила на строительный факультет ПетрГУ. Думаю, что сама и работу найдет. А зятя и устраивать не надо. После окончания сельскохозяйственного факультета он пойдет в армию.
— И что, действительно будет служить?
— Конечно. Он здоровый парень, способный служить в армии. Только хотелось бы, чтобы это было недалеко от дома, а не в горячих точках.
— Бабушкой Вы еще не собираетесь стать?
— Я на звание тещи-то согласилась не сразу, а через полгода. Бабушкой не готова стать не потому. что молода для этого, а потому. что хотела бы быть такой же бабушкой, как моя мама. У меня не получится — нет времени.
— На что Вам еще катастрофически не хватает времени, и Вы жалеете об этом?
— Жалко, что сейчас нет времени, чтобы сесть за руль. Я очень люблю водить машину.
— Мужчины утверждают, что женщина за рулем — преступник...
— Ерунда. Женщины водят машину гораздо аккуратнее. В моей водительской практике была лишь однажды серьезная ситуация на дороге, мой выход из которой дочь охарактеризовала: "Мама, это класс!" Тогда мальчик выскочил на дорогу прямо под колеса моей машины. Мне повезло, что за мной ехал мужчина на высоком автомобиле и видел ребенка так же, как и я. Мне пришлось резко повернуть в сторону, но при этом я понимала, что Настя при таком маневре вылетит в лобовое стекло. И тогда я правой рукой прижала к себе дочь, а левой продолжала рулить.
— А вам все равно, какая у Вас машина?
— Сейчас нет. Хочется иметь автомобиль, которым легко и удобно пользоваться. Но, понимая, сколько будет стоить обслуживание иномарки, я выбираю "Жигули".
— Такой расчетливый ум мешает или помогает жизни?
— Скорее помогает. Я никогда не теряла денег на дефолтах, девальвациях и т.д. Всегда сумею заработать. Но я никогда бездумно не куплю дорогую вещь, будь она суперудобная, красивая и престижная. Надо реально оценивать свои возможности. По этому поводу на моем дне рождения сказали очень хороший тост: "Чтобы твои желания обалдели от твоих возможностей!"
Сафари из рабочих халатов
— Как должна выглядеть женщина-руководитель?
— В "эстеблишменте" уже все давно прописано: нельзя носить босоножки, нельзя ходить без колготок, как бы жарко ни было, нельзя носить рукав короче локтя и т.д. Я вынуждена выполнять все эти "нельзя", хотя люблю спортивный стиль одежды. Но строгий стиль можно разбавить. Например, я с удовольствием ношу кожу. Не так давно купила себе стильный кожаный пиджачок.
— Кожу любите, а сумку из кожзаменителя купить не слабо?
— Основная задача сумки — подходить по цвету к туфлям и перчаткам. Поскольку сумки очень быстро надоедают, то легче менять те, которые стоят недорого.
— А где одежду покупаете?
— Могу и на рынке купить и с любовью и удовольствием ее носить. А вообще я обожаю ходить по магазинам. Когда очень устаю, беру деньги и иду... Правда, из-за того, что я всегда была нестандартного размера, приходилось чаще шить одежду.
— Сами шили?
— Я умею и шить, и вязать. В молодости могла за ночь изготовить себе костюмчик по выкройке из "Бурды". Однажды я сшила себе суперстильное сафари с пистончиками и карманчиками из четырех халатов, купленных... в "Рабочей одежде".
Диетами себя не извожу
— Какие слабости у Вас есть?
— У меня их много. Например, упрямство, лень. А еще люблю покушать вкусно и красиво.
— Когда любишь вкусно покушать, фигура страдает...
— Я никогда не была худой. Возможно, от моей слабости и страдала фигура, но никогда не страдала я сама. Как любая полная женщина, знала все диеты, но ими не изводила себя. Только за последний год сильно похудела.
Во время предвыборной кампании очень поздно приходила домой и понимала, что кушать уже не надо. И сейчас после 18.00 я стараюсь не есть.
— Вы почти не краситесь, на диетах не сидите... Что же Вас делает такой уверенной в себе?
— Никогда об этом не задумывалась. Я такая, какая я есть. Но мне кажется, что любая женщина будет чувствовать себя уверенной, если она научится любить и уважать себя. Я никогда не стеснялась своего тела. Наверное, этот комплекс не развился во мне благодаря бассейну. В юности я занималась плаванием. И когда выходила в бассейн, окружающие смотрели не на то, как я выгляжу, а на то, как я проплыву — на мой результат.
— А сейчас спортом занимаетесь?
— Когда есть возможность, стараюсь 1-1,5 километра проплыть. А в последнее время увлеклась боулингом. Недавно книжку прочитала — я же не могу без специальной литературы, — что бывшие спортсмены приходят к боулингу. Нагрузка не такая сильная на организм, а острота ощущений остается.
— А как Вы вообще отдыхаете?
— Я лентяйка — люблю полежать с книжкой. Чтобы отдохнуть, мне нужна беллетристика — Маринина, Дашкова, Полякова. А люблю я лирические романы.
— Должность обязывает ходить на всякие презентации, тусовки. Вы ни на секунду не забываете, что являетесь представителем мэрии?
— Это Вы к тому, что я не пью и не ем на фуршетах? Это действительно так. Но я вообще человек малопьющий. Хотя у меня есть два любимых напитка — текила и мартини.
Рыбалка — штука тонкая

— Какой случай в жизни Вас заставил сказать: "Я никогда не буду делать этого..."?
— Это связано исключительно с болезнью. Когда врачи выявили у меня врожденный дефект позвоночника, который проявился только к 28 годам, я полгода провела в корсете. С тех пор следую советам врачей: не ношу и не поднимаю тяжелых вещей, не стою долго в очередях (потому что стоять долго не могу), ничего не делаю внаклонку и т.д. Благодаря этому мне удалось избежать операции.
— Как Вы относитесь к подаркам?
— Я люблю делать подарки. Если знаю, что человек что-то коллекционирует, то потащу эту вещь с любого края света. В подарок должно быть вложено душевное тепло.
— А Вам что нравится?
— Сейчас у меня собираются две коллекции в доме — фарфоровые куклы в национальных нарядах и настенные тарелки. И та, и другая постепенно пополняются. Одну куклу мне привезли даже из Японии. А тарелки собираю разные — гжель, глиняные, железные. Все эти экспонаты висят на стене в кухне в ужасном беспорядке, но мне нравится.
— Вы сами во многих местах бывали?
— Нет. Мы всегда ездили отдыхать либо в деревню, где у нас есть дом, либо в Туапсе, где у нас живут друзья. А вот за границей я была не так много, как хотелось бы.
— За грибами, ягодами, на рыбалку ездите?
— У меня топографический идиотизм. Если ходим с мужем за грибами, то он постоянно говорит: "Ты грибы не собирай, главное — не заблудись".
А вот на рыбалку я езжу с удовольствием. Неплохо ловлю удочкой рыбу, причем червяка насаживаю сама. К рыбалке меня муж приучил. Однажды из-за моей нерасторопности сорвалась щука и ушла вместе с блесной. После чего супруг посадил меня на весла и сказал, что, пока мы эту блесну не добудем, никуда не поедем. Руки я тогда стерла в кровь, но запомнила, как правильно вести себя на рыбалке...
— Это же жестоко!
— Такие уроки не жестоки, а полезны. Иногда надо быть человеком жестким и прямолинейным. При хорошем отношении к людям случается, что они потом садятся тебе на шею. Необходимо периодически их стряхивать.
— А кого Вам сегодня в России жалко?
— По-человечески жалко инвалидов, людей, которые хотели бы что-то сделать в этой жизни, но в силу своих физических недостатков не могут.
Мне кажется, что у каждого человека есть определенная планка возможностей. Пока он ее не достиг, он не должен успокаиваться. Пусть не каждый может и должен стать руководителем, но стать хорошим специалистом он обязан. Я считаю, что любой из нас, если очень сильно чего-то захочет, достигнет цели. Обязан ее достичь.