Кто-то считает их безумцами, кто-то — "сверхпродвинутыми". Сами же они давно привыкли к косым или восхищенным взглядам в свою сторону и не обращают на них внимания. От остальных их можно отличить по малозаметной привычке в разговорах вместо слова "последний" всегда говорить "крайний". Потому что "последний" звучит для них фатально. А еще они умеют летать, причем не на самолетах и не во сне. Столь чуждая для многих из нас высота — их стихия и их наркотик, без которого жизнь становится тусклой и лишенной смысла.
"Я возьму тебя с собой в небеса..."
Семь лет назад семеро петрозаводчан собрались да и решили организовать в городе клуб любителей полетов на дельтапланах-дельталетах.
Так возникло КРОО "Авиационно-техническое спортивное общество "Добролет".
— До этого в наших рядах был разброд, — вспоминает председатель "Добролета" Андрей Некрасов. — Авиационно-спортивный клуб и парашютный клуб пришли в упадок. А летать хотелось.
Клуб юных авиаторов поделился помещениями, оборудованием и территорией на аэродроме "Пески". Начались тренировки и первые полеты. Любой желающий старше 15 лет мог пройти "шоферскую" медкомиссию, заплатить годовой и членский взносы (100 рублей!) — и добро пожаловать на занятия!
Сначала нужно выучить теорию и "повисеть" на специальном тренажере, управляя искусственными крыльями. После этого — длительные занятия с дельтапланом на земле. Прежде чем взлететь, необходимо изрядно побегать, таская на плечах двадцатипяти-тридцатикилограммовый летательный аппарат, чтобы приноровиться ко всем нюансам его поведения. Тогда же новичок впервые познает чудо воздухоплавания: после разгона рама дельтаплана вдруг перестает давить на плечи и крылатый аппарат начинает настойчиво стремиться ввысь.
А еще летящий дельтаплан "поет": растяжки из стальных тросиков и ткань крыльев издают странный звук, похожий одновременно то на жужжание шмеля, то на журчание горного ручья...
Школа храбрости
Следующий этап подготовки — подлеты на небольшую высоту. Несколько клубовцев тянут длинный трос, прикрепленный к дельтаплану. Новичок поднимается на несколько метров над землей и проверяет себя в настоящем полете.
— И тогда становится ясно: будет человек летать или нет, — говорит Андрей Некрасов, — ведь некоторым людям просто не дано стать дельтапланеристом.
Здесь же новички получают большую часть травм. Что скрывать: дельтапланеризм — экстремальный спорт, и без ушибов, а то и более серьезных травм не обойтись. А потому перед полетом будь добр оформить медицинскую страховку.
— В авиации принято в любой экстремальной ситуации бороться до конца, — говорит председатель клуба. — Но я всегда внушаю своим ребятам: случись что — спасайте себя, а не технику.
Чтобы взлететь по-настоящему, дельтаплан разгоняют при помощи лебедки. Скорость полета — от 25 до 65 километров в час, а высота ограничивается лишь метеоусловиями и навыками самого дельтапланериста.
— Вот, например, кучевое облако. Его нижняя граница расположена на высоте полутора тысяч метров, — рассказывает Андрей Некрасов. — Летчики говорят: облако "работает" как пылесос — под ним всегда крутят сильные восходящие воздушные потоки. Если дельтаплан ляжет на эти потоки, его затянет в облако и "выплюнет" где-нибудь на высоте около пяти тысяч метров, где заканчивается верхняя граница кучевых облаков.
Авиация, а сверхлегкая авиация особенно, зависит от погоды. Поэтому, помимо навыков управления дельтапланом, пилоту необходимо иметь хотя бы приблизительное понятие о процессах, происходящих в атмосфере (а потому знать азы метеорологии) и о законах аэродинамики.
— Воздушная среда чужда человеку: в нас генетически заложен страх перед высотой. Поэтому некоторые правила поведения в воздухе на первый взгляд абсурдны, — продолжает рассказ председатель "Добролета". — Когда дельтаплан сваливается в штопор и начинает падать, а земля летит навстречу, психологически очень трудно набирать скорость — хочется тормозить, чтобы остановить падение. Но только набор скорости поможет вам удержать летательный аппарат в воздухе.
Излишний страх, сковывающий мысли и действия в критической ситуации — враг дельтапланериста, отсутствие этого страха опасно вдвойне. Беспечности высота не прощает. Поэтому и дисциплина в клубе жесткая.
— Анархии здесь не было и не будет, — утверждает Андрей Некрасов, — как в армии: командир всегда прав. Так и только так можно избежать трагичных происшествий.
Воздушный извозчик
За последние двенадцать месяцев члены общества "Добролет" провели в воздухе более 10 часов, совершив при этом 1132 полета на дельтапланах. В числе тех, кто занимается в клубе, семь человек, имеющих звания спортсменов-разрядников по дельтапланеризму. Сформирована команда, которая в будущем году планирует принять участие во всероссийских соревнованиях по дельтапланеризму.
Помимо этого, есть в клубе и другие летательные аппараты: планеры и дельталеты, которые иногда называют мотодельтапланами. Сейчас на дельталетах имеют право летать восемь человек, двое из них, в том числе и Андрей Некрасов, имеют сертификаты пилотов-инструкторов сверхлегкой авиации.
Эти сертификаты дают возможность не просто бесцельно кружить над аэродромом, но и использовать дельталеты с пользой: катать туристов, например. Вообще же возможности этого летательного аппарата огромны.
Петрозаводские дельталеты неоднократно и успешно работали по заказу карельских спасателей. В клубе накоплен многолетний опыт работ по опылению с дельталетов химикатами сельскохозяйственных угодий.
Помимо всего перечисленного, мотодельтапланы можно использовать в лесном и охотничьем хозяйствах, геодезии, геологии и даже... в военных целях.
Последнее, кстати, вполне актуально. Недаром Управление ФСБ республики регулярно контролирует деятельность "Добролета". Но никаких эксцессов с контролирующими органами у петрозаводских любителей авиации нет.
Сейчас дельталет может приобрести любой, кто позволит себе раскошелиться на сумму от 7 до 25 тысяч долларов. Теоретически подобный аппарат можно построить и самому, но, во-первых, не дешевле, а, во-вторых, его должна принять специальная комиссия.
На сегодня в "Добролете" занимаются около 30 человек. Среди них много студентов, которых в отличие от героев телерекламы волнует вопрос отнюдь не о том, "кто идет за "Клинским"... Республиканские и городские чиновники от спорта и образования не слишком жалуют авиаторов своим вниманием. А, может, это и к лучшему?..