Тема номера Город пешеходов

Татьяна ПРОКОПЕНКО
№26 (369) 25.06.2003

Вместо автобуса — зарплата

В канун юбилея по Петрозаводску станут курсировать десять новых троллейбусов, желтых и "глазастых". Однако это полезное приобретение вряд ли сможет кардинальным образом изменить ситуацию с пассажирскими перевозками в городе.

ОАО "Карелэнерго", как сообщил начальник отдела транспорта и связи мэрии Роман Ванько, в любой момент может остановить троллейбусное движение — за долги. Троллейбусное управление задолжало энергетикам около шести миллионов рублей. Предприятие не справляется с налоговыми обязательствами, налоговая служба грозит заблокировать счета, и тем самым работа троллейбусников будет парализована. Зарплату на предприятии задерживают, люди получили только аванс за апрель.

Положение в "Автоколонне 1126" еще менее оптимистическое. Предприятие объявлено банкротом, введено конкурсное производство. В распоряжении предприятия есть 28 автобусов, но они представляют собой груду металлолома. В последнее время ситуация дошла до абсурда: на линию смогла выйти только одна машина. Проверка, проведенная сотрудниками администрации Петрозаводска, выявила факты, которые были расценены как нерациональное использование имущества. Автобусы, переданные предприятию в безвозмездное пользование, мертвы, в ангарах разморожена система отопления, крыша течет, ремонт не делается. Чиновники мэрии намерены сурово наказать виновных. Технику забрали и передали "Автоколонне 1126 плюс".

Поездка в пригород в самый разгар дачного сезона тоже превратилась в проблему. Число рейсов сокращено, дачники ссорятся на остановках за место в автобусе. Недавно на предприятии "Карелавтотранс", занимающемся пригородными перевозками, была проверка карельского Министерства финансов. Приговор суров: предприятие требует от бюджета денег на льготников необоснованно много. А само допускает нецелевое использование средств. Владимир Рагозин, и.о. заместителя министра финансов Карелии, обратил внимание на такие факты: автобус, купленный почти за 170 тысяч рублей, практически не работал, а теперь разобран. Часть льготного кредита на покупку автобусов — около 90 тысяч— использована не по назначению. В том числе на зарплату управленцев. На оплату мобильных телефонов некоторых работников из бюджета предприятия было потрачено более 180 тысяч рублей. Сейчас материалы проверки рассматриваются в правоохранительных органах. Но пенсионерам от этого не легче. Как власти могли допустить подобное? — кажется, этот вопрос в очередной раз останется без ответа.

Льготники, стройся!

Считается, что основная причина транспортного кризиса— льготники, точнее, недостаток выделяемых на их проезд денег. Почти треть петрозаводчан имеют право ездить в муниципальном транспорте бесплатно. Кроме пенсионеров и инвалидов, льготниками названы депутаты ЗС, судьи, силовики и другие неплохо зарабатывающие горожане. Частные перевозчики возить "бесплатных" пассажиров отказываются. "Монополия" на льготников досталась муниципальным предприятиям и повисла камнем на их шеях.

На нынешний год бюджеты выделили "Автоколонне 1126" в качестве компенсации проезда льготников меньше четырех с половиной миллионов рублей, Троллейбусному управлению — около шести с половиной. В прошлом году суммы были в два-три раза больше, однако даже тогда они не отражали реальной картины. Считается, что льготники ездят в автобусах и троллейбусах только 2-3 раза в месяц — так решил карельский парламент. Депутаты Законодательного собрания щедро раздают деньги коммерческому банку и на строительство помпезных объектов, а на пенсионеров — пожалели средств. Конечно же, такой размер компенсации не смог покрыть затраты транспортников.

Затормозили...

Все это привело к тому, что транспортный кризис в Петрозаводске углубляется. Дождемся ли кульминации, когда муниципальный транспорт исчезнет совсем и горожане, у которых нет денег на маршрутные такси, поголовно превратятся в пешеходов?

Выход из критической ситуации администрация Петрозаводска видит в сокращении социальных рейсов. Для пенсионеров и, скажем, судей будет выделено всего несколько рейсов в день. Остальные рейсы станут коммерческими — льготы не будут иметь силы и за проезд придется платить. Соответствует ли это намерение законодательным нормам — вопрос сложный. Одно известно наверняка — Карелия станет первым регионом на Северо-Западе, где льготников ограничат в свободе передвижения. Ни в одной из соседних областей пока не додумались сократить социальные рейсы. Там пенсионеры ездят без проблем.

Правда, по словам Романа Ванько, у соседей размер компенсации больше, чем у нас. К примеру, архангельские транспортники получают в качестве компенсации за перевозку льготников в четыре раза больше, чем петрозаводские. Льготников в Архангельске столько же. Видимо, архангельские депутаты совестливее наших и не забывают о тех, кто их избрал. Хотя мы тоже не одиноки — социальные рейсы сокращают, например, в Краснодарском крае, в Воронежской и Ростовской областях.

"Ущемление" льготников — только один из вероятных способов помочь муниципальному транспорту выбраться из ямы. Кроме этого, мэрия планирует купить новые автобусы, но когда именно это случится— неизвестно.

До сих пор петрозаводская администрация не объявила горожанам, останется ли в городе общественный транспорт или к зиме всем нам стоит запастись валенками: Петрозаводск превратится в город пешеходов.