Карельский парламент отклонил представление прокурора Владимира Панасенко о снятии депутатских полномочий с депутата Максимова, являющегося одновременно главой местного самоуправления Лахденпохского района. Федеральный закон запрещает совмещать работу в региональном парламенте с выборной муниципальной должностью.
Но закон был принят 14 мая 2002 года, а Михаил Максимов был избран депутатом ЗС и мэром 28 апреля 2002 года. Закон, как известно, обратной силы не имеет. Это общемировая аксиома. Но не карельская.
Дело Максимова самым странным образом совпало с иском прокурора о лишении депутатских полномочий восьми парламентариев и его же попытками привлечь к суду депутата ЗС Алексея Мосунова за систематический выпуск письменных отчетов перед избирателями.
Все эти события произошли в течение двух недель, что дает основания говорить о приоритетности наведения порядка в ЗС РК в работе прокуратуры. Карельская прокуратура, не нашедшая убийц Владимира Миронова, преступников, покушавшихся на Леонида Белугу, не раскрывшая ни одного крупного лесного правонарушения (по бассейну, по муезерской котельной), нашла себе самую важную работу.
В результате двое депутатов — Наталья Азарова и Леонид Белуга — уже лишены полномочий. Того же прокурор добивается в отношении Михаила Максимова. Не исключено, что вслед за Мосуновым на заметку к прокурору попадут другие депутаты, систематически издающие отчеты перед избирателями.
Злые языки полагают, что антидепутатская активность прокурора — это исполнение политического заказа. Вряд ли стоит рассматривать деятельность прокуратуры в отношении депутатов столь категорично. Но и запретить размышлять таким образом никто не может.
Большинство депутатов, у которых возникли проблемы, — оппозиционеры или как минимум не самые лояльные к республиканской исполнительной власти. Василий Попов, Наталья Азарова, Алексей Мосунов, Михаил Максимов власти неугодны. Леонид Белуга, Валерий Дубов, Дмитрий Макеев, Святослав Нефедов, Виталий Красулин, Олег Фокин материально от правительства не зависят. Они крепко стоят на ногах. А это уже само по себе для некоторых деятелей правящей группировки подозрительно. Ну а Андрей Гравов, прямой подчиненный министра здравоохранения, просто попал под замес за компанию. Впрочем, не пострадал. Если принять за версию, что проблемы у депутатов возникли по чисто политическим или, лучше сказать, политиканским причинам, то вывод напрашивается сам собой: в последнее время карельский парламент все больше начинает осознавать свою роль и место в обществе.
Не только Максимов, Петеляева и Мосунов ставят острые вопросы и предлагают вызывающие недовольство исполнительной власти решения.
Сторонники правительства тоже стали вести себя более независимо. Так, Николай Зайков достаточно сурово высказался в отношении министерства печати, а Николай Макаров предложил не давать правительству заключительного слова при принятии решений. Это, с точки зрения реальной власти, возмутительно.