Возраст — не помеха для некоторых пенсионеров, когда дело идет о несправедливом начислении пенсии: они готовы, не щадя сил и здоровья, сражаться с Пенсионным фондом в судах за свои кровно заработанные. И нередко настойчивым пожилым людям удается создать опасные для фонда прецеденты. Например, одна пермская старушка, пережив после дефолта унижения, нищету и голод, попыталась в судебном порядке доказать ответственность государства за это и отвоевала-таки у фонда компенсацию задержанных в 1998 году выплат. Вслед за ней в суд обратились свыше 17 тысяч пенсионеров с таким же требованием. А жители одного из поселков Пензенской области, пострадавшего от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, повоевав с Пенсионным фондом в судах, получили пенсию на три года раньше установленного законом срока. После чего их примеру последовали земляки из двухсот населенных пунктов области.
Наши пенсионеры тоже не стоят в стороне от судебных тяжб с фондом. Недавно один петрозаводчанин отвоевал у специалистов этого ведомства недополученную им за 14 месяцев часть пенсии — надбавку на несовершеннолетних иждивенцев. И он считает, что в Карелии найдется еще немало таких же, как он, работающих пенсионеров, на кошельке которых фонд экономит немалые средства.
В ожидании большой пенсии
Владимир Андреевич Степанов (имя изменено. — Ред.) всю жизнь работал врачом. Когда пришло время заслуженного отдыха, он покинул свой пост, но долго сидеть без работы не смог. На пенсию даже с надбавкой ее базовой части на двух несовершеннолетних иждивенцев — детей школьного возраста — семье Степанова было не прожить, да сил и здоровья еще хватало для того, чтобы помогать людям справляться с недугами. Устроившись на работу, Владимир Андреевич по действующему на тот момент законодательству перестал получать надбавку к пенсии на иждивенцев. Этому обстоятельству не очень-то и расстроился — закон есть закон. Беспокоиться по поводу размера пенсии он стал после вступления в силу нового закона "О трудовых пенсиях в РФ". Ведь, несмотря на то, что согласно законодательству выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений, его пенсия стала намного меньше.
— Спустя месяц я отправился в Пенсионный фонд, — вспоминает Владимир Андревич, — чтобы узнать, в чем дело. Специалист меня успокоила, сообщив, что уменьшение размера пенсии связано с переходом ее на базовую, страховую и накопительную части, и в скором времени моя пенсия значительно вырастет. Мол, ждите.
И пенсионер послушно ждал более года, не подозревая, что страховую часть пенсии ему добавили автоматически, а о надбавке на иждивенцев даже не подумали. Возможно, он бы до сих пор находился в неведении, если бы не увидел объявление о перерасчете пенсии, опубликованное в одной из газет.
— Я совершенно случайно узнал, — говорит Владимир Андревич, — что надбавка к пенсии, ее индексация мне не выплачивается. Я вновь отправился в Пенсионный фонд, где на этот раз мне сказали, что надбавку я не получал потому, что не написал специальное заявление.
Закон "О трудовых пенсиях" вступил в силу через две недели с момента утверждения его президентом РФ, поэтому основная масса пенсионеров не могла знать новых норм, в частности, о заявительной форме перерасчетов, возобновления выплат пенсий и т.п. При этом специалисты фонда утверждают, что они извещали людей о нововведениях. Мол, в газетах об этом писали, но далеко не все сегодня читают газеты. Говорят, что меня лично извещали письмом-приглашением на прием, на которое я якобы не отреагировал. Но я действительно не получал никакой корреспонденции из Пенсионного фонда. При этом не смог доказать, что был на приеме у специалиста Пенсионного фонда с вопросом о размере пенсии. Там просто не фиксируют обращения. Но почему пенсионеры, часами толкающиеся в очередях в управлении, должны страдать от несовершенного делопроизводства Пенсионного фонда?!
Еще повоюем
Владимир Андреевич еще долго переписывался со специалистами фонда, надеясь вернуть свои денежки на иждивенцев, — за 14 месяцев скопилось около пяти тысяч рублей. И только в феврале нынешнего года подал иск в суд. Тяжба длится до сих пор.
— Первый суд я проиграл, — вспоминает пенсионер. — Верховный суд посчитал мои доводы справедливыми и вернул дело на пересмотр. Недавно я выиграл процесс, но представители Пенсионного фонда пытаются опротестовать это решение.
Для нас с женой, которая работает тоже врачом, пять тысяч — это немалые деньги. Но дело сейчас даже не в них. Я не могу терпеть несправедливости. То ли это законодательная несправедливость, то ли произвол Пенсионного фонда, я так до конца не разобрался. Но я считаю, что Пенсионный фонд ведет себя цинично и кощунственно. Это ведомство сейчас так яростно защищается не потому, что им жаль пяти тысяч рублей. Специалисты фонда боятся прецедента. Ведь сколько людей обратится потом в суды, желая вернуть свои деньги. Думаю, что таких пенсионеров, как я, которых ввели в заблуждение и на кошельках которых Пенсионный фонд экономит деньги, немало. Я хочу, чтобы пенсионеры, у которых есть на иждивении несовершеннолетние дети, инвалиды, узнали о том, что они недополучают деньги. И думаю, что смогу выиграть предстоящий суд.