В конце февраля в многострадальном театре драмы премьера. После нескольких декабрьских постановок, которые, мягко говоря, нашего зрителя не впечатлили (многие уходили из зала, не досмотрев спектакли до конца), публику ждет экшен "Крестный отец". Уже сегодня 90 процентов театралов понимают, что ставить знаменитый роман Пьюзо в неблагополучном театре с недостаточно укомплектованной труппой — безумие. Понимает это и главный режиссер русской драмы Семен Верхградский. Но по его словам, именно "Крестный отец" решит судьбу театра.
Что новосибирцам хорошо, петрозаводчанам...
Верхградский патологически не любит проигрывать. И до приезда в наш город фортуна была на стороне Семена Яковлевича. Он работал в трех театрах, в Хакасии и Новосибирске был худруком. Там годы его правления театралы считают золотыми.
Приняв предложение стать руководителем в Русском театре драмы, он не стал задаваться вопросом: кто виноват? Семен Яковлевич вместе с новым директором театра Ириной Русановой занялись решением другого вечного вопроса: что делать? И в течение последнего полугода "делали": в декабре выпустили несколько спектаклей, на которые зритель не пошел.
— Сегодня я понимаю, что мы с директором совершили массу ошибок, — сказал режиссер. — Но кто не ошибается, тот не работает. Нельзя было все предусмотреть заранее. Например, я был ошеломлен местным зрителем. Оказалось, что я его вообще не понимаю. То, что на ура проходит в Хакасии и Новосибирске, здесь никому не нужно. То ли регион другой, то ли менталитет не тот, то ли просто разные люди.
Я был в шоке от того, сколько в Карелии пуритански настроенных людей. Например, господин Федермессер готов нас принимать в своем дворце в Кондопоге только при том условии, если в спектаклях не будет произноситься слово "секс" и не будут использованы постельные сцены....
Я понял, что совершил крупную ошибку с "Львом зимой". Петрозаводскому зрителю, видимо, нужен был постановочный спектакль с шикарными декорациями, костюмами, а я сделал его предельно аскетичным.
Ошибся я и с "Квартетом". Этот спектакль — вещь принципиальная для немолодых актеров театра и для меня, но не для публики. Ну не хочет зритель идти на стариков, касса пуста.
Я недоволен ни тем, ни другим спектаклем, но, на мой взгляд, я сделал 101 процент того, что можно реально сделать в нынешних условиях. И вот теперь началась работа над "Крестным отцом"...
Момент истины
О том, что долго болевший театр замахнется на "Крестного отца", Ирина Русанова рассказала по секрету всему свету несколько месяцев назад. Ставить гангстерский роман Пьюзо должен был режиссер из Тбилиси Тавтарадзе, который имел большой успех с этой постановкой лет 10 назад на своей родине.
Когда работа над спектаклем должна была начаться, Тавтарадзе стало не до "Крестного отца". В это время он с головой окунулся в грузинскую революцию, свергающую Шеварднадзе. Пришлось срочно искать ему замену. Ирина Русанова сказала Верхградскому: "Поставьте!" Он с дуру ответил: "Попробую".
— Ирина Георгиевна — это танк, тайфун, которому нельзя сказать "нет", — поделился Семен Яковлевич. — Хотя я понимал, что это огромная тактическая ошибка. Как поставить роман Пьюзо на сцене Русского театра драмы, после того как по телевидению прошла полная версия фильма Копполы с Аль Пачино и Брандо?! Как сделать так, чтобы это было не полной туфтой и анекдотом, где бегают мальчики с пугачами китайского производства? Чтобы решиться поставить "Крестного отца" в театре, нужно быть либо идиотом, либо самоубийцей, либо гением. Мне, видимо, ближе первый вариант...
Несмотря на тревожные мысли, Верхградский от постановки "Крестного отца" не отказался. Режиссера заело: "Неужели я такая бездарность, что не придумаю, как сделать так, чтобы у зрителя не возникло желание сразу же уйти из зала или начать искать на сцене Аль Пачино, которого у меня нет?" И он стал придумывать. За четыре недели (больше времени не было) написал пьесу — детективную гангстерскую историю про нас, про беспредел, творящийся вокруг, — и взялся за работу над ее постановкой.
В отличие от фильма, где вкусно сделаны убийства и драки, перемежающиеся получасовыми сагами, спектакль Верхградского будет очень и очень динамичным. Семен Яковлевич решил с первых секунд постановки дать зрителю промеж глаз так, чтобы тот сразу проснулся и забыл о Копполе.
— Мне кажется, что я начинаю понимать логику местного зрителя, — сказал режиссер. — Я повернул историю Пьюзо так, чтобы ее приняла публика. И мне очень важно, чтобы зритель пошел на этот спектакль. Важно, чтобы из полного зала уходили 6-8 человек, не больше. Необходимо, чтобы это был настоящий успех, а не просто вежливый прием, как это произошло с "Львом зимой" и "Квартетом". Спектакль должен стать шлягером, на который валят по 3-5 раз. В Новосибирске у меня были такие спектакли. Если это произойдет и здесь, то я останусь в театре худруком и погружусь всерьез и надолго во все проблемы. Если не случится, то, во-первых, мне даже не предложат подписать контракт с театром, а, во-вторых, я и сам его не подпишу, покину Петрозаводск.
Как для худрука это мой последний театр. Мне уже 57 лет, а работать в театре меньше 5-6 лет не имеет смысла. За меньшее время ничего не сделать. Брать новый театр в 62-63 года — безумие. Поэтому я, как и Ирина Русанова, не хочу закончить свою карьеру на печальной ноте. Но если "Крестный отец" будет провален, значит, я действительно не знаю, что делать с этим городом и театром. "Крестный отец" — это момент истины для всех нас.