Экономика Не глядите в пустой кошелек!

Наталья ВЛАДИМИРСКАЯ
№12 (407) 17.03.2004

На прошлой неделе мэры, главы предприятий и прочие начальники узнали на всекарельском хозактиве, какие у республики успехи. Мероприятие это проходит по весне, и с каждой весной все преснее и унылее. Костюмированные гости заполоняют зал филармонии. Звучит главная сольная партия — доклад об успехах, несколько ариозо (по возможности подпевал) и апофеоз: выступление главы, вручение званий. Можно записаться на выступление помимо программы. Но те, чьи арии из другой оперы, на сцену, как правило, не попадают: время мероприятия вдруг заканчивается и — "всем спасибо за внимание".

Парадно-номенклатурный доклад читал в этот раз премьер-министр Павел Чернов. Отчет изобиловал цифрами, чаще смехотворными (рост объемов на 0,8 процента, выделение 24 миллионов рублей на ипотечное кредитование), но цифры эти подавались как великие достижения, ставшие возможными благодаря "последовательной работе правительства...". Посланцы районов прилежно внимали. Министры и мэры — те, что устроились на галерке, тихонько спорили, где лучше охота на косача.

От некоторых докладов складывалось впечатление, что уже в готовый текст вписывалось: "Спасибо правительству", отчего получалась нелепица. Так, по принципу "в огороде бузина, в Киеве дядька", построил речь директор одного из совхозов. "Благодаря огромной поддержке правительства в сельском хозяйстве наметились не только стабилизация, но и рост". И тут же: "Мы посчитали по своему хозяйству и получили к концу года пять миллионов убытков. К чему это приведет, ясно без слов". Следующая фраза: "От имени всех селян призываю: пожалуйста, не экономьте на нас!" И в заключение: "Еще раз повторю, что нам оказывается огромная поддержка". Сидящий по соседству мэр пояснил: "С правительством не дружишь — денег не получишь". "Можно процитировать?" — спрашиваю. "Только без ссылки на меня".

Арвид Зеланд, директор Национального театра, похвалил правительство и строителей за ремонт здания. Николай Левин — Законодательное собрание за множество рассмотренных вопросов и проектов. "Истина рождается в очень жарких дискуссиях", — зачем-то захотел удивить публику председатель ЗС. Публика-то собралась информированная и без Левина знает, что дискуссии порой и бывают, но "истина" рождается всегда за подписью С.Л.Катанандова.

Николай Макаров (АО "Карелстроймеханизация") и профсоюзный босс Геннадий Гришунин малость покритиковали действительность. "Цифры, может, и неплохие, — сказал Макаров, — но они должны трансформироваться в улучшение жизни. А этого не происходит". Гришунин: "В лесопромышленном комплексе кризис, уровень жизни низок. Реальная зарплата выросла на 5,8 процента, прожиточный минимум — на 15. Как жить людям?"

Следующий оратор, профессор Анатолий Шишкин поспешил успокоить зал: смотрите, мол, изобретенный мною интегральный показатель. Согласно этому показателю в Карелии все живут хорошо, а будут жить еще лучше.

Разговоры об охоте и рыбалке вдруг стихли, на трибуну вышел Сергей Леонидович Катанандов. Программные заявления главы ошарашили республиканскую бюрократию. Главный гарант ее благополучия и создатель самого прожорливого аппарата исполнительной власти на Северо-Западе (10 процентов от бюджета региона!) вдруг заявил: "Самая большая наша проблема — бюрократия" и пообещал создать рабочую группу по реформированию исполнительной власти. Следующее заявление главы для некоторых его приближенных было совсем шоковое, просто в духе нашей газеты: "Давайте говорить о том, кто в каких квартирах живет и на каких машинах ездит. Нужен общественный контроль за доходами!"

В заключение вручили грамоты за хорошую работу карельским предприятиям, среди которых оказался и петрозаводский "Водоканал".

Опять головокружение от "успехов"?

Василий Попов, депутат Законодательного собрания от Пудожского округа:

— Жаль, что очень нужный республике деловой разговор о проблемах и о том, как сообща их решать, превратился в формально-номенклатурную демагогию.

Выступления удручают, а что касается некоторых высказываний гендиректора "Кареллеспрома", то я просто возмущен. Леспромовский начальник попенял пудожанам, что на сто вакансий откликнулись четыре вальщика. Мол, люди сами виноваты, что в нищете живут, работать не хотят. Пусть бы Николай Бобко сам поработал вальщиком за полторы тысячи в месяц! Я видел расчетные листки рабочих из Пяльмы. Полторы, две тысячи рублей... Это зарплата мужика, который работает в лесу!

Леспромхозы Пудожского района принадлежат трем собственникам: АО "Сегежа", АО "Кондопога" и "Кареллеспрому". "Сегежа" — богатый собственник, "Кондопога" — богатый. Правительственный "Кареллеспром", судя по тому, какие зарплаты там получают и на каких машинах ездят, тоже богатый собственник. Почему же пудожские леспромхозы такие бедные? Инвестиций нет, объемы производства, если учесть потенциал, минимальны. Главное слово, которое звучит, — "сокращение". Пудожские леспромхозы — поселковообразующие предприятия. Я нигде не видел, чтобы местные градо- и поселковообразующие предприятия до такой степени, как в Пудожском районе, отстранялись от жизни своих населенных пунктов. Олонецкий леспромхоз вообще принадлежит финнам, но он заботится о социальной ситуации на месте. Почему же в Пудоже все наоборот? Может быть, неверно выстроены цели? Не рабочие места, производство, налоги, а как бы побольше выжать из эксплуатации местного населения? Если управляющей компанией в пудожских ЛПХ является правительственный "Кареллеспром", то что же получается – таков курс правительства в отношении лесных поселков?

Я обращаюсь к руководству "Сегежи", "Кондопоги", "Кареллеспрома". Необходимо пересмотреть свое отношение к пудожским лесозаготовительным предприятиям. Иначе неизбежны социальный взрыв и серьезные проблемы, которые выйдут боком и им. Нужно вкладывать деньги. Именно пудожскими лесами живут "Сегежа" и "Кондопога". И если там получают хорошие зарплаты и строят дворцы, то не надо считать пудожан жителями второго сорта. Если на лесозаготовках неизбежны в связи со сменой технологий сокращения, создавайте альтернативные рабочие места, занимайтесь деревообработкой.

В первую очередь, конечно же, обращаюсь к правительству. Федермессер может сказать, что проблемы пудожского населения, мол, не его функция. Преминин может сказать, что это не его функция. Но не может ведь Катанандов сказать, что забота о жителях районов не его функция! И не нужно сваливать все на жителей — якобы те не хотят работать. Создайте условия, и предприятия будут нормально развиваться!

Ирина ПЕТЕЛЯЕВА, депутат ЗС от Петрозаводска:

— Мне непонятно, почему на хозактив не явился мэр столичного города и почему проблемы Петрозаводска не обсуждались вообще. Город в долгах, задолженность городского бюджета приближается к миллиарду. Республика собирается подавать на Петрозаводск в суд на взыскание кредита Банку реконструкции и развития, взятого еще при Катанандове в бытность его мэром. Как город будет гасить кредит? Как будет развиваться оптимизация? Как поднять ЖКХ? Леспромхозы? Если темы, волнующие всех жителей республики, не обсуждаются, какой смысл в таких мероприятиях — суетливых и затратных? Покрасоваться на трибуне, похвалить себя и поругать тех, кто не при свите?

Алексей МОСУНОВ, депутат ЗС от Петрозаводска:

— На хозактив я не пошел принципиально. Не люблю скучных мероприятий с заранее запланированным результатом.

Сама идея хозактива нормальная, у нас обстановка в республике ненормальная: не сеем, не пашем, не строим — осталось только гордиться общественным строем. Разве не так? Сельское хозяйство валится, строительство только для богатых по пятьсот долларов за метр...

В молодости я внимательно изучал документы коммунистической партии, где сплошь успехи. Голова моя настолько насытилась этими "успехами", что, когда я прихожу на парадные мероприятия карельского правительства, у меня начинается головокружение от "успехов".