Задолженность республики перед энергетиками растет, и — как результат – почти все районы имеют ограничения в подаче электричества. АО "Карелэнерго" винит во всем руководство районов, не желающих платить по счетам, руководство же долгов не отрицает, однако протестует против карательных санкций. Страдаем же, как всегда, мы, жители Карелии.
Начальники всегда договорятся, если захотят. Но поскольку отключения электричества по городам и весям Карелии продолжаются, видимо, не очень-то хотят. Кто прав, кто виноват – решать не газете. "Карельская Губернiя" представляет все карты "большой энергетической игры".
В Карелии отключали, отключают и будут отключать электричество?
Руководство Энергосбыт АО "Карелэнерго" пришло к неутешительным выводам: в 2004 году ситуация с электроэнергией вряд ли изменится к лучшему. Платить районам нечем, а дарить электроэнергию Энергосбыт не собирается. Самые проблемные потребители — те, кто завязан с местными бюджетами. Это некоторые предприятия ЖКХ, у которых с "Карелэнерго" договорные отношения, и предприятия-перепродавцы, то есть местные электрические сети, которым "Карел-
энерго" продает энергию оптом. На 1 января текущего года задолженность этих предприятий перед "Карелэнерго" составляла 703 миллиона 500 тысяч рублей, к 1 апреля сумма увеличилась до 845 миллионов 900 тысяч рублей. Даже для такого могучего предприятия, как "Карелэнерго", сумма – очень внушительная. Ее можно сопоставить с целым месяцем бесплатной работы предприятия. Между тем продукция "Карел-
энерго" делается не из воздуха. В ее стоимость входят и электроэнергия, закупаемая предприятием на федеральном оптовом рынке, и топливо, и налоги, и ремонтные работы, и заработная плата работников. Раз закупить топливо, отдать налоги и выдать заработную плату работникам предприятие обязано в любом случае, то единственное, на чем можно сэкономить, — ремонтные нужды. Вот и получается, что долг районных электрических сетей и предприятий ЖКХ перед "Карелэнерго" — это неотремонтированные котлы, генераторы, трансформаторы, неоплаченные работы ремонтных организаций.
Накопленные районными электрическими сетями и предприятиями ЖКХ долги уже давно оформлены через суд. И деньги за свою продукцию "Карелэнерго" требует исключительно по судебным решениям. Только толку мало — денег как не было, так и нет.
"Карелэнерго" пыталось договориться с главами районных администраций и найти выход, который бы устраивал всех. Последняя попытка была предпринята в конце февраля. "Карел-
энерго" предложило должникам оплатить только текущие платежи за март, а в апреле уже договариваться, каким образом будет выплачиваться основной долг. Только 8 из 17 предприятий-должников согласились на такие условия, но выполнили свои обязательства лишь двое — предприятия Пряжинского и Сортавальского районов.
По словам руководителей Энергосбыта, должники просто не оставили им выбора. Дождавшись, когда световой день станет более длинным, "Карел-энерго" приступило к решительным действиям. Сейчас ограничения подачи электроэнергии есть практически во всех районах республики.
Кстати, больше половины долгов перед "Карелэнерго" числится за Петрозаводском. На городе это ПОКА не отражается. Поскольку один из основных должников петрозаводских электрических сетей — троллейбусное управление, то можно прогнозировать, что станет с городским транспортом, если электросети начнут отключать должников от энергоснабжения.
Создавая ограничения подачи электроэнергии, "Карелэнерго" преследует две цели. Во-первых, им нужно вернуть свои деньги, а во-вторых, заставить предприятия ЖКХ и местные электрические сети бороться со своими внутренними должниками. Как это делать, в "Карелэнерго" объясняют очень просто: нужно неплательщиков отключать внутри сети. На это есть все технические возможности. Если электросети этого не делают, "Карелэнерго" отключает всех. Однако даже в этом случае у местных электроснабжающих предприятий есть возможность облегчить участь тех, кто исправно платит за электроэнергию, переключив их на резервное энергоснабжение. Например, подается электроэнергия в городе по четырем фидерам. "Карелэнерго", отключая два из них, предупреждает: исправно платящие предприятия нужно переключить на оставшиеся два фидера, но перед этим отключить от энергоснабжения тех, кто не платит, иначе фидеры не выдержат. Увы, ни местные электросети, ни предприятия ЖКХ позволить себе этого не могут, ведь большая часть должников — муниципальные предприятия, а на их отключение ни один руководитель не решится. Получается замкнутый круг.
Карельские мэры и предприниматели в поисках выхода из ситуации с подачей электричества
Владимир ЗАХАРОВ, мэр Питкярантского района:
— Тарифы и нормативы такие, что невозможно жить нормально. Денег в муниципальных бюджетах все меньше, а электроприборов в школах и больницах все больше — жизнь ведь не стоит на месте. Выход один — пересматривать Налоговый кодекс, чтобы на местах оставалось достаточно средств. Иначе районы просят у республики, республика просит у Москвы.
Всю зиму мы и по электричеству, и по отоплению ходили по острию ножа. Предупреждения об отключении шли постоянно. Договариваемся. Я наших мужиков-энергетиков давно знаю, стараемся найти общий язык. Но так жить — это, конечно, не дело. Денег районам должно хватать хотя бы по минимуму, а нам даже по минимуму не хватает.
Михаил ЮРИНОВ, мэр Костомукши:
— В прошлом году в Костомукше были отключения; сегодня мы, правда, с огромными усилиями, вышли на текущие платежи. С энергетиками по школам, больницам рассчитались, но на зарплату пришлось брать кредит в банке.
В муниципальных учреждениях ввели лимиты: каждый директор знает, во сколько киловатт он должен уложиться. Поставили счетчики на воду, на тепло — выходит большая экономия. Пограничники наконец-то стали рассчитываться в срок, а вот с населением проблемы. Ходим по домам, подаем в суд.
Михаил БАРАНОВ, мэр Муезерского района:
— Конечно, отключать электричество — вещь недопустимая. Но что бы вы делали на месте энергетиков, если долг населения 3 миллиона, а нужно и зарплату людям платить, и с поставщиками рассчитаться? Муниципальная электросеть трясет нас, их трясет "Карелэнерго", "Карелэнерго" тоже, в свою очередь, трясут...
Зимой потребление электричества особенно велико, и в первые три месяца года — январь, февраль, март — мы попадаем в бюджетную яму. Представьте, приходит телеграмма-предупреждение: вы должны 400 тысяч, завтра отключаем. А тут еще выплата зарплаты бюджетникам на подходе...
В Муезерке, слава богу, удалось избежать веерных отключений. Как? Договариваемся, просим об отсрочке, как только заводятся 10-15 тысяч, тут же их перечисляем, чтобы показать, что платежи пошли. Составляем графики погашения долгов, графики, естественно, не выдерживаем, снова встречаемся — одним словом, ужом изворачиваемся.
Анатолий Шмаеник, директор ЗАО "Сана":
— Мое отношение к веерным отключениям электроэнергии крайне отрицательное. Потребители, исправно платящие за электроэнергию, не должны отключаться от питания. Есть соответствующее постановление правительства, в котором сказано, что в случае, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают электроэнергию, организация-потребитель обязана обеспечить подачу этим абонентам электроэнергии в необходимых для них объемах. Отключаться должны только неплательщики. ЗАО "Сана" добросовестно оплачивает потребляемую электроэнергию. Однако время от времени ограничения в подаче электроэнергии все-таки происходят. Вернуть потерянные из-за отключений деньги практически невозможно. Сначала нужно просчитать убытки, затем обратиться с иском на электросети в суд, электросети, в свою очередь, вынуждены будут подать в суд на "Карелэнерго". На это уйдет полгода. Люди теряют заработную плату. Им приходится работать сверхурочно. А то, что мы могли заработать, вообще никого не волнует. Три раза мы предпринимали попытки обратиться в прокуратуру и три раза получали разные ответы. Общей позиции у прокуратуры "Карел-
энерго" и исполнительных органов нет. Никто не хочет заниматься этой проблемой.
Николай Мурашкевич, директор типографии г. Кондопога:
— Из-за ограничений электроэнергии на нашем предприятии начались постоянные срывы графика работ. Мы сдвигаем смены, и людям приходится работать не до десяти часов вечера, как положено, а до одиннадцати. Бывает, смены продлеваются и до часу ночи. Соответственно, мы вынуждены доплачивать работникам за вечернее время. Типография печатает десять газет. Редакции ждут, что газеты появятся вовремя, но они опаздывают. Заказчики, естественно, возмущаются, а что мы можем сделать? За каждый час простоя мы теряем десять тысяч рублей. За время последних отключений типография потеряла около одного миллиона рублей. Выхода из сложившейся ситуации я не вижу. Все возможные инстанции я уже прошел — толку никакого. Возмещать убытки нам никто не собирается. Мы исправно платим, а нас за это еще и наказывают.
Пряжинцы выиграли суд у МУП "Электросеть"
Осенью прошлого года в Пряже в течение нескольких дней на 2 часа отключали электричество. Причина — долги местного бюджета пряжинской "Электросети". Электрики не стали разбираться, кто платит исправно, а кто не платит — просто вырубили свет всему поселку. Вместе с жилым фондом и муниципальными предприятиями обесточенной оказалась и районная прокуратура. Итог — заявление прокурора Пряжи в суд на незаконность действий МУП "Электросвязь". Отключать электроэнергию можно злостным должникам. Но на каком законном основании должны страдать добросовестные плательщики?
Суд счел карательные санкции электриков "наиболее легким способом давления на всех без исключения потребителей" и запретил впредь отключать поселок от электроснабжения.