15 ноября прошлого года в газете "Губернiя" была опубликована статья "Военная тайна".
В ней рассказывалось о том, как военный комиссар РК полковник Александр Ионов обращался в администрацию Петрозаводска с требованиями закрыть киоск, находящийся на остановке рядом с военкоматом.
Основной довод военкома: овощами в ларьке торгуют, как дословно указано в одном из его писем в мэрию, "лица с явными признаками кавказской национальности". А потому, по его мнению, "киоск представляет большую опасность, так как может быть использован террористическими элементами базой для подготовки и совершения террористического акта в отношении военного комиссариата РК". В случае невыполнения мэрией его требований Александр Николаевич грозил "принять другие всевозможные меры по обеспечению безопасности" военкомата.
На просьбу корреспондента прокомментировать свои взгляды на национальный вопрос военком ответил отказом, помянув, что он, в силу своей профессии, лучше знает, как нужно бороться с терроризмом. После же публикации статьи Александр Николаевич подал на ее автора и на "Губернiю" в суд. Компенсацию причиненного ему морального вреда полковник оценил в 30 тысяч рублей.
И вот после состоявшегося 19 мая судебного разбирательства, в ходе которого истцу был представлен подписанный им и отправленный в мэрию документ, военком неожиданно отозвал свой иск. По словам его доверенного лица, до сего момента военный комиссар республики, оказывается, не читал этой бумаги. В свое время он подписал ее, не особо вглядываясь в содержание, так как ежедневно ему приходилось подписывать очень много документов и на серьезное ознакомление с ними у него просто не хватало времени. Теперь же, по прочтении, Александр Николаевич и сам не доволен этим письмом.
Неудивительно, поскольку, по мнению автора письма, одна лишь национальная принадлежность людей может служить достаточным основанием для того, чтобы подозревать их в терроризме. Пусть не Ионов, но кто-то же в военкомате составил этот текст. Кто-то действительно считает, что так можно не только думать, не только говорить, но и писать в официальных документах. Вопреки требованиям цивилизации, вопреки заявлениям президента страны да и, в конце концов, вопреки статьям Уголовного кодекса. Напомню, что, по УК, "возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с использованием своего служебного положения наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет". А ведь содержание этого письма трудно характеризовать как-либо иначе.
Вследствие оказываемого военкоматом давления хозяин киоска в конце концов предпочел не продлевать аренду с торгующими у него азербайджанцами. Люди лишились работы только потому, что их лица имеют "явные признаки кавказской национальности". Какой именно — для военных не важно. Не важно для них и то, что сама использованная ими формулировка по сути своей уже оскорбительна.
В конце прошлого года на встрече с руководителями проживающих в Карелии национальных диаспор петрозаводский мэр объяснил националистические выпады некоторых милиционеров их низкой образованностью. И даже при всех назвал подобных людей "уродами". И при таких прогрессивных взглядах, вместо того, чтобы направить полученное из военкомата письмо на разбирательство в военную прокуратуру, мэр вежливо отвечал на него, пообещав принять меры. Ведь военный комиссар республики — слишком значительная величина, чтобы портить с ним отношения. И как бы то ни было, а именно он является юридическим автором этого текста. Разговоры же о том, что военком не читал подписанный им документ, являются весьма сомнительным оправданием. Все мы обязаны отвечать за подписи, которые ставим, и руководитель столь серьезного учреждения, как военный комиссариат, не исключение.
Тем более что в качестве официальной версии отзыва своего искового заявления против "Губернiи" Александр Николаевич выдвинул тот факт, что он переходит на новое место работы. Он, видимо, не чувствует себя неправым — просто иск, по его словам, потерял для него актуальность.
P.S. С 14 мая Александр Николаевич Ионов назначен начальником анализационно-мобилизационного управления Ленинградского военного округа. Штатная категория этой должности — генерал-майор. По словам Александра Николаевича, данное назначение можно рассматривать как повышение.