Общество Брежнев и карельское чудо

Ксения Сорокина
№33 (428) 11.08.2004

Старые карельские дома с провалившейся крышей можно не только распиливать на дрова и потихоньку, пока никто не видит, утаскивать к себе в сарай. Они приносят реальную и вполне материальную пользу. Банька по-черному, пара аккуратных домиков с удобствами, небольшое и чистое озерцо рядом – и вот ты уже хозяин самого настоящего курорта в лесной глуши. А деревенский туризм нынче очень популярен.

Реставрация

Недавно началась реставрация еще одного карельского чуда. Большая Сельга – самая старая деревня в Олонецком районе. Все постройки в ней датированы семнадцатым веком. Причем поучаствовать в восстановлении Большой Сельги решили и дети. Второй год подряд они оказывают посильную помощь взрослым – олонецкой администрации и Госцентру по охране памятников.

Ребята из поискового клуба "Север" по приглашению Куйтежской школы во главе с ее завучем Аленой Ниловой тоже приняли участие в этом проекте. Начали с главного памятника деревянного зодчества деревни – дома Дубровина.

– Такая работа нам не впервой, – говорит руководитель поискового клуба "Север" Любовь Нифантьева. – До этого мы помогали восстанавливать постройки в деревне Кинерма. Но как только она превратилась в "рай для туристов", наша помощь стала ненужной. А теперь по просьбе Госцентра по охране памятников решили освоить новую территорию.

Мичуринские помидоры

В течение недели ребята расчистили запущенный дом, вырыли траншеи, вывезли мусор. Заправлял всеми работами Юрий Филатов, настоящий ветеран этого дела. Старания ребят даром не пропадут: Большой Сельге пророчат завидное туристическое будущее. У нее есть реальные шансы обогнать даже такой матерый туристический центр, как деревня Кинерма. Сами посудите: в Большой Сельге сохранилась двадцать одна ценная застройка, а недавно обнаружили еще десять полуразрушенных. Жаль, часовня до наших времен не дожила. От нее осталась только парочка заросших зеленым мхом камней. Но архитекторы обещают восстановить деревню лучше прежнего. А иностранным туристам ведь наши баньки да домики лучше всякого курорта.

В доме Дубровина, реставрацией которого занялись в первую очередь, собираются открыть ремесленную мастерскую. Кстати, личность Михаила Ивановича Дубровина на самом деле крайне интересная. Его родственники обнаружились даже в Швеции. Именно они и подарили карельским трудягам деревообрабатывающие станки. А сам Михаил Иванович был знатным столяром, плотником. Его мебель украшает почти каждый дом в Большой Сельге. Еще Дубровин вел переписку с самим Мичуриным и привез из Казахстана в наш северный край первые помидоры. Ну чем не повод заинтриговать капризных заморских туристов?

Кстати, москвичи нашу деревушку уже оценили. Весной там снимался фильм "Юность Брежнева".

– Когда мы приехали в Большую Сельгу, то в первую очередь обратили внимание на валяющиеся повсюду плакаты чуть ли не восемнадцатого года с разными призывами к трудящимся! – смеется Любовь Нифантьева. – Потом уже местные жители объяснили, что они были специально изготовлены и привезены сюда московской съемочной группой. Большую Сельгу стилизовали под уральскую деревушку. Некоторые декорации там до сих пор сохранились. Теперь прославимся на всю Россию!