Экономика Посредник получает всё

Юрий Дмитриев
№35 (430) 25.08.2004

Что бы там ни говорили о слабохарактерности нашего государства, оно умеет действовать жестко по отношению к своим должникам. Попробуйте только задолжать ему в виде налогов энную сумму, как сразу явятся грозные дяди с удостоверениями судебных приставов и изымут у вас денежные средства. А если денег не будет, то готовую продукцию. Или офисную мебель. В общем, всегда найдется, что изъять у предприятия, если, конечно, оно работает, а не туфту гонит.

Вот и ООО "Свят" весной прошлого года задолжало бюджету почти 350 тысяч рублей. И 11 апреля судебный пристав-исполнитель В.В.Пилипенко арестовал более 700 кубометров принадлежащего должнику березового баланса стоимостью в 325 тысяч. Через 17 дней баланс был изъят по акту, а 24 мая вывезен с погрузочной площадки "Свята" в д.Маньга.

"Где деньги, Зин?"

Надо сказать, что служба судебных приставов не занимается непосредственно продажей арестованного имущества. Приставы передают его отделению фонда федерального имущества, а то, в свою очередь, заключает договор с организацией-комиссионером. И вот эта-то организация, получая за труды долю малую, и ищет покупателя. Такая чисто российская схема. Продажей березового баланса, изъятого у фирмы "Свят", занималось ООО "Северный лес", директором которого является Ярослав Глибко.

Покупатель был найден быстро. Некое предприятие "Севкарлес" заплатило в мае прошлого года Глибко за баланс 325 тысяч рублей. Однако бюджет этих денег не увидел. И тогда пристав Пилипенко написал представление о привлечении к уголовной ответственности директора "Северного леса", усмотрев в его действиях признаки преступления.

Оперуполномоченный ОБЭП УВД Петрозаводска лейтенант милиции В.Н.Мишенев отказывает в возбуждении уголовного дела "в связи с отсутствием состава преступления в действиях Глибко Я.Н.". Он предлагает возвращать деньги в арбитражно-правовом порядке. При этом в постановлении пишется: "гражданин Глибко... пояснил, что лес, полученный на реализацию от комитента, был продан в полном объеме, после чего он пришел к приставу-исполнителю Пилипенко, чтобы передать ему часть суммы: 170000 рублей...". Представляете, сидит перед столом пристава предприниматель и отстегивает ему из толстенного "лопатника" аж 170 тысячных банкнот. Но "Пилипенко деньги принять отказался...". И правильно сделал! Уж больно двусмысленной выглядела бы ситуация. И минуло с той поры более года, а деньги за березовый баланс до сих пор гуляют неизвестно где.

Подведем баланс

Владимир Пилипенко кладет на стол пухлую папку с документами:

— Мы не раз обращались в ОБЭП и прокуратуру с просьбой возбудить против Глибко уголовное дело. Но нам каждый раз отказывают. А в прошлом месяце Ярослав Николаевич написал жалобу на мои действия, копию которой отправил в прокуратуру РФ...

В своей жалобе директор "Северного леса" утверждает, что заплатил за березовый баланс еще в июне прошлого года. И даже переплатил при этом более 23 тысяч рублей. Но приставы ошибочно посчитали, что деньги поступили за 590 песцовых шкурок, которые были изъяты за долги у ЗАО "Святозерское" и тоже переданы "Северному лесу" на реализацию. У любого здравомыслящего человека сразу возникает вопрос: а зачем же в таком случае Глибко приносил Пилипенко 170000 рублей и даже зафиксировал сей факт в своих объяснениях сотруднику ОБЭП? И потом, поверить в то, что деньги, заплаченные за баланс, по ошибке посчитали заплаченными за шкурки, может только человек абсолютно несведущий в бухгалтерских делах. А уж о том, что наши предприниматели будут переплачивать тысячи, и мечтать-то вредно. Впрочем, пусть в этих нюансах разбирается та инстанция, куда была адресована жалоба Глибко. Мы же попробуем узнать, кто больше всех пострадал в данной ситуации.

Итак, у фирмы "Свят" был изъят в счет долгов по налогам березовый баланс. Думаете, после этого "Свят" перестал числиться в должниках? Как бы не так. Пока деньги не поступили в бюджет, долг считается невыплаченным и на него начисляется пеня. И перед ООО "Свят" в конце прошлого года встала проблема: или заплатить долги по налогам, или заиметь много трудностей в производственной деятельности. "Свят" выбрал первое.

Получается, что предприятие расплатилось с государством дважды — березовым балансом и деньгами. Восстановить справедливость, конечно, можно. Теоретически. Для этого "Свят" должен подать в Арбитражный суд на службу судебных приставов. Приставы, в свою очередь, должны подать в суд на Фонд имущества. А уж Фонд имущества должен судиться с "Северным лесом" и его директором Глибко. Можно даже предположить, что все суды будут выиграны и появятся законные основания взыскать с "Северного леса" деньги за этот злосчастный березовый баланс. Но это только в том случае, если у него будет чем платить. А если ни средств, ни имущества у "Северного леса" не окажется? Тогда все разведут руками, а "Святу" придется проглотить обиду ценой в 325 тысяч рублей. Полностью отдавая себе отчет в сложившейся ситуации, руководство "кинутого" предприятия даже не инициирует судебные разбирательства.

Великий комбинатор

— Мы обращались в прокуратуру с просьбой привлечь Глибко к уголовной ответственности, но нам в нашей просьбе было отказано, — говорит начальник отделения Фонда имущества Владимир Яроцкий, практически слово в слово повторяя сетования судебных приставов-исполнителей. И поясняет, что с июня прошлого года ООО "Северный лес" не получило от фонда на реализацию ничего из арестованного имущества. Правильно, конечно, но лучше бы это произошло раньше. И тогда не писал бы в сентябре главный судебный пристав Е.А.Деготь прокурору республики: "Также обращаю Ваше внимание, что такие действия со стороны директора ООО "Северный лес" неоднократны, так, по производствам судебных приставов-исполнителей... (далее следуют фамилии трех приставов. — Прим.ред.) арестованное имущество передавалось на реализацию ООО "Северный лес" в апреле и мае 2003 года. До настоящего времени денежных средств от реализации данного имущества в службу судебных приставов не поступало, имущество также не возвращено в связи с нереализацией".

А если бы серьезнее отнеслись к изучению репутации предпринимателя Глибко в государственных органах, то легко бы выяснили, что некоторые долги возглавляемые им предприятия не платят аж с 2000 года.

...Пока материал готовился к печати, стало известно, что судебные приставы получили очередной отказ в возбуждении уголовного дела в отношении Глибко.