Политика Между двух огней

Наталья ВИТИВА
№39 (434) 22.09.2004

У многих жителей республики вызвали недоумение неуклюжие высказывания главы республики Сергея Катанандова на тему межнациональных отношений. 16 сентября Духовное управление мусульман распространило ответное заявление, в котором, в частности, говорится: "результатом таких неосторожных высказываний является только разжигание ненависти ко всем людям, исповедующим ислам". Подавать в суд на главу мусульмане не намерены, но требуют от первого лица Карелии публично опровергнуть сказанное.

Рассуждая на тему безопасности на планерном совещании в правительстве, Сергей Катанандов коснулся темы межнациональных отношений. Продекларировав основной задачей недопущение обострения национальных вопросов, губернатор тем не менее позволил себе ряд высказываний, вызвавших резкую реакцию представителей различных национальностей в республике.

В частности, Сергей Катанандов призвал национальных лидеров самим наводить порядок внутри диаспор, причем не только за их официальных членов, вовлеченных в культурные мероприятия, но и за всех остальных. В противном случае было обещано закрыть республику для гостей из южных регионов.

— Мы ждем официальных заявлений об отношении к происшедшей трагедии от представителей национальных кавказских диаспор. Мы рассчитываем на то, что эти люди хотят жить с нами в мире и согласии, — сказал Сергей Катанандов.

Председатель Духовного управления мусульман республики Висам Али Бардвил оценил эти высказывания как выражение недоверия и подозрения ко всем людям неславянской внешности, проживающим в Карелии.

Террористы нас убивают, соотечественники оскорбляют

— Тема теракта в Северной Осетии еще долго будет главной темой в России. А как вы, Висам Али, и ваши прихожане отнеслись к этим событиям?

— 1 сентября я проводил своих двух дочерей в школу. Пришел с линейки, а тут такие новости из Беслана. И, конечно, первая моя реакция — это страх за своих детей. Наши прихожане были в ярости, женщины плакали. Для всех нас мусульман, не мусульман — это сильнейшая психологическая травма. И мы осуждаем терроризм в любом его проявлении и просим Бога, чтобы он избавил Россию от этого зла.

— Но те, кто совершает теракты, говорят, что делают это во имя Бога. Мол, одна капля крови шахидки искупает все грехи...

— Меня удивляет, когда СМИ используют термин "шахидка". Они осуждают террористов и в то же самое время называют их святыми мучениками.

Ведь шахид в переводе на русский — мученик. Для нас, мусульман, это никакие не шахиды, а террористы-самоубийцы.

Да, эти люди используют религиозные мусульманские атрибуты. Но давайте мыслить разумно. Нас, мусульман, 1 миллиард 200 миллионов. Если бы ислам толкал всех нас на месть, агрессию, заставлял добиваться своей цели любой ценой, 52 мусульманских государства постоянно бы воевали с другими странами. Те же люди, которые собираются в группировки по тысяче человек, ничего общего с исламом не имеют. Они руководствуются в своих действиях не религиозными, а какими-то политическими целями. Например, в Беслане террористы даже не допустили к себе муфтия Северной Осетии, который хотел с ними поговорить. Кроме того, 30 процентов заложников были мусульманами. Они были унижены, ранены, убиты, как все остальные заложники. На местном мусульманском кладбище мест не осталось. Но по телевидению этого не показали.

Требование террористов — вывести войска из Чечни — также не имело никакого отношения к религии.

Держаться нет больше сил

— Поэтому вы боитесь не только терактов, но и не в меньшей мере их последствий?

— Да, мы ждем, что они обернутся против нас. Террористы мусульман не жалеют, убивают, как и всех остальных, а наши соотечественники считают нас виновными в этих преступлениях. Получается, что мы оказываемся между двух огней. И, по данным нашего информационного центра, в нынешнем году в Петрозаводске насчитывается уже 24 случая нарушения гражданских прав мусульман.

После бесланской трагедии детей с "неславянской внешностью" стали обижать в школах. К концу прошлой недели таких обращений было зарегистрировано пять.

Мы знаем только о тех случаях, о которых нам сообщили. А сколько людей молча сносят оскорбления и никуда не обращаются за помощью? А не обращаются потому, что не верят в то, что им помогут.

Несмотря на многократные предложения о встрече, ни министр внутренних дел Карелии Дмитрий Михайлов, ни один из его заместителей не нашли времени для беседы с представителями Духовного управления мусульман. Мы хотели организовать подобие курсов для сотрудников милиции, познакомить их с культурой, традициями, основами религиозных представлений людей Востока, но наши предложения не нашли отклика.

— А кто чаще нарушает ваши права?

— Иногда работодатели (оскорбляют, увольняют), но чаще работники право- охранительных органов. Нас как лиц кавказской национальности останавливают на улице, оскорбляют, бывает, что вымогают деньги. А потом в газетах пишут, что мы не должны обижаться. Но в чем мы виноваты? Почему мусульмане должны терпеть эти издевательства? Разве в Карелии поймали хоть одного мусульманина, замешанного в терроризме?

"Я призываю всех быть аккуратнее со словами"

— На днях вы распространили обращение, в котором предупреждаете о том, что в Карелии может разразиться межнациональный, межконфессиональный конфликт. Вините в этой нездоровой ситуации и журналистов, и руководителей республики...

— С начала года в местных СМИ была опубликована 21 исламофобская статья, в которых использовались такие оскорбительные для верующих людей термины, как "исламский терроризм", "исламский фундаментализм" и т.д. Считается, что непозволительно назвать терроризм или экстремизм "христьянским" или "иудейским", а вот "исламским" можно.

Но самое страшное, когда глава республики и ответственные сотрудники ФСБ И МВД РК выступают в прессе после событий в Беслане с такими высказываниями: "Руководители диаспор должны в некоторой степени отвечать за своих земляков, осевших в республике, за их поведение. Причем не только за их официальных членов, вовлеченных в культурные мероприятия, но и за всех остальных". А что, наши земляки что-то сделали? Нас подозревают в причастности к теракту в Беслане?

Подобные вещи могут привести республику "к всепоглощающей исламо- и кавказофобии". Предложение Сергея Катанандова руководителям диаспор нести ответственность за поведение своих земляков мусульмане сочли абсурдом. Ответственность за безопасность граждан, проживающих на территории Карелии, как ее коренных жителей, так и гостей, лежит только на органах власти, а именно на правительстве республики, МВД РК и ФСБ Карелии.

При этом уважайте права мусульман. Люди очень переживают. Они вынуждены постоянно находиться в положении подозреваемых.

В своем заявлении мы предупредили руководство республики о том, что результатом их неосторожных высказываний является только разжигание ненависти ко всем людям, исповедующим ислам. Будут ли они предпринимать какие-нибудь меры, неизвестно. Надеемся, что сейчас нас услышат. Ситуация в республике действительно опасная. И сегодня от политиков зависит, произойдет в Карелии межнациональный конфликт или нет. Я надеюсь, что глава республики нас услышит и выступит с публичным заявлением и прокомментирует жителям многонациональной республики свои слова.

Мусульмане Карелии не одиноки в своем недоумении по поводу сказанного Сергеем Катанандовым. Руководитель Петрозаводской еврейской религиозной общины Дмитрий Цвибель заявил на заседании городской комиссии по религиозным вопросам: "Заявление, сделанное Висамом Али Бардвилом, я поддерживаю. Неосторожное слово, брошенное с трибуны, может нанести большой вред. Я призываю всех быть аккуратнее со словами".

Татьяна Корниенко, председатель Общества греческой культуры "Эллада", считает, что, прежде чем выступать с подобными заявлениями, главе республики Сергею Катанандову следовало встретиться и поговорить с руководителями диаспор. "Может быть, в этом случае удалось бы выработать какую-то концепцию совместных действий", — сказала Корниенко.

Секретарь комиссии по религиозным вопросам при правительстве Карелии Борис ДетЧуев отказался комментировать заявление Духовного управления мусульман, заявив, что его обнародование поспешно: "Надо было встретиться с главой правительства, обсудить проблему. Всегда лучше уточнить, что имелось в виду, прежде чем выражать свое отношение в крайних формах".

Депутат Законодательного собрания РК Девлет Алиханов считает высказывание губернатора проявлением слабости и безответственности. "Как можно ставить на одну доску отморозков, поднявших руку на детей, и людей всех кавказских национальностей, таких же граждан России, как и сам Катанандов? Подобными заявлениями он действительно может спровоцировать возникновение конфликтов в нашем спокойном регионе, чего и добиваются террористы. С преступниками, какой национальности они бы ни были, должны разбираться правоохранительные органы, а уж никак не руководители диаспор, — говорит Алиханов. — Действия главы республики, по моему мнению, попадают под статью УК РФ о разжигании межнациональной розни. Он должен либо публично извиниться, либо нести ответственность в соответствии с законом".