Тот, кто считает, что казаки в Карелии — это красивый миф, глубоко ошибается. Это "жестокая" реальность: в XV веке сюда сослали казаков-мятежников из войска Петра Болотникова, в 1665 году во время великой смуты казаки защищали Олонецкую губернию от набегов поляков. Но самое активное заселение Карелии казаками пришлось на 37-й год прошлого века. Так что у очень многих жителей республики казачьи корни. И представители объединенного общества казаков Карелии знают об этом не понаслышке.
Хромовые сапоги нынче дороги
— В нашем обществе можно встретить и кубанских, и донских, и запорожских, и волжских, и терских казаков, — говорит "карельский" атаман Александр Савельев. — С 1998 года мы принимаем всех, чьи предки — казаки. И никаких доказательств этого родства не требуем. О каких доказательствах может идти речь, когда люди очень долго скрывали, что они выходцы из казаков. Например, мои предки — кубанские казаки — участвовали во всех войнах, которые велись в России. Но гражданская война разделила семью: некоторые родственники уехали за рубеж, и связь с ними навсегда прервалась.
В карельском обществе казаков сегодня немного — около 60 человек. Это в основном люди в возрасте, военные пенсионеры, которые объединились, чтобы помочь друг другу, вспомнить доблестную казачью историю и традиции. При этом у каждого своя выборная должность и звание, которое дается в соответствии с современным воинским званием (то есть если дослужился до старшего лейтенанта в армии, в казачьем войске будешь сотником).
Каждый член общества может носить форму того войска, к которому себя относит. Например, у кубанцев она черного цвета, а у донцов — темно-синяя. Только вот приобрести ее не каждый карельский казак может себе позволить. Форма сегодня — дорогое удовольствие. Пошив только хромовых сапог обходится в 2,5 тысячи рублей. А полный комплект формы, который обычно заказывают в мастерских на Кубани, стоит от 5 до 10 тысяч рублей.
— Имеешь ты форму или нет, не важно, — говорит Александр Михайлович. — Главное — помогать, чем возможно. Например, я оказываю юридическую помощь казакам. Взносы у нас мизерные. Живем на голом энтузиазме.
Потомки викингов
Карельские казаки — люди не публичные. Участвуют только в мероприятиях, организованных комитетом по национальностям. Например, принимали участие в футбольном чемпионате. Тогда произошел беспрецедентный в истории случай: команда казаков играла с командой Нигерии. Победили казаки.
От политики наши казаки стараются держаться подальше, потому как в обществе люди разного возраста, разных мировоззрений. На этой почве им спорить не хочется. Хотя некоторые казаки из московских организаций, обещая небогатому обществу сладкую жизнь, пытались карельских братьев использовать на выборах. Однако наши казаки отказались.
Тур Хейердал незадолго до своей смерти предположил, что викинги — это выходцы из приазовских степей. За один сезон раскопок в Приазовье нашли больше застежек для плащей, свойственных викингам, чем за все раскопки в Европе. Кроме того, некоторые обычаи викингов схожи с казачьими. Например, женщина как у казаков, так и у викингов обладала большой свободой. Она могла развестись со своим мужем.
— Стремление к воле у нас в крови. Но оно связано с внутренней дисциплиной, — объясняет Александр Михайлович. — Как говорил Лев Толстой, граница делала казаков, а казаки делали Россию.