Тема номера "О боге, но на разных языках"

Саша ДОМИНА
№46 (441) 11.11.2004

Больше удивляет вовсе не то, что религиозные конфессии, часть которых именуется в народе просто "сектами", осваивают новые PR-технологии и объединяются в содружества. Удивляет, что за деньги можно действительно все: даже превратить столицу Карелии в "Сторожевую башню". Маленький, заслуживший репутацию достаточно культурного города, Петрозаводск стал похож на поселение зомбированных фанатиков.

Поверь глазам своим

Нашествие "переменистов" началось ни много ни мало с экранов государственной телекомпании. Непонятный человек с антителевизионной внешностью удивил новой рубрикой "Ощути силу перемен", по окончании которой в голове остался только вопрос: "Что это было?" и "Куда катятся "Вести-Карелия"?". Вторым культурно-эмоциональным шоком стало усато-волосатое лицо величиной в два этажа на здании в центре города и его многочисленные, но более мелкие "братья и сестры", заполнившие проспект Ленина и районы города.

Первые рекламные баннеры с угрожающим перстом встречаются еще за 60 километров от Петрозаводска. Карельское радио и канал СТС тоже не погнушались пустить "переменистов" в эфир. Жаждущие перемен обращались и в "Карельскую Губернiю" с предложением разместить рекламные статьи, но получили отказ. По приблизительным подсчетам, рекламная кампания проекта "Ощути силу перемен" (именно так называется массированная атака на сознание петрозаводчан) обошлась минимум в 35 тысяч долларов. "Переменисты", видимо, сделали предложение, отказаться от которого городские власти были не в силах. Не поскупились и на "золотой" номер МТС и многоканальную сотовую связь. Кстати, в ноябре нас ожидают еще и четыре полуторачасовые телепередачи на уже известную тему.

Скандал разгорелся буквально за три дня. Возмущенные жители засыпали звонками мэрию, которая несколько дней составляла официальный ответ на вопрос, как оказалась позволена столь наглядная религиозная агитация на всех центральных улицах города. К моменту сдачи газеты в печать ответ так и не был сочинен.

Некоторые наиболее нетерпимые жители Петрозаводска не выдержали и изрисовали потусторонне-синие лайт-боксы на проспекте Ленина надписями-приговорами "секта".

Кто это такие?

Подобные столь же масштабные акции прошли уже в Уфе и Волгограде. В Уфе "акционеров" привлекли к ответственности за нарушение закона "О свободе совести". Согласно ст. 8, п. 8. Закона "...Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности". На рекламных щитах в Петрозаводске малюсенькими буквами обозначена только одна церковь — Христиан Веры Евангельской Пятидесятников. На деле же за призывом "Ощути силу перемен" скрывается объединение девяти религиозных организаций города, именующее себя Содружество Христианских Церквей (или Содружество Евангельских христиан), или попросту неопятидесятники. В народе причастных обласкали "иными" и "чужими". Составляющие ее: Христиане Веры Евангельской Пятидесятники, Религиозная Христианская Организация "Армия Спасения", Церковь Евангелических Христиан Баптистов, Христиане Адвентисты Седьмого Дня, "Благая Весть" и другие.

Охота на души

Православная церковь в проекте участвовать отказалась. О чем заявила официальным письмом. "Переменисты" не стесняются уверять в обратном. "Православная церковь не отказалась участвовать. Они одобрили этот проект", — заявил нам некто Юрий Ананьев, представившийся по телефону директором социального центра помощи "Сила перемен". Он же рассказал, что средства на рекламную кампанию выделены из московского Центра социальной помощи, использованы также деньги церквей, то есть пожертвования. Что есть у проекта друзья-бизнесмены, "которые согласны с тем, что подобная акция — реальный выход из ситуации, которая сейчас творится в стране, и которые нам помогают" (цитата того же Ананьева).

"Православная церковь ни за что не согласилась бы участвовать в таком проекте, — комментирует пресс-секретарь петрозаводской епархии Ольга Сидловская. — Конечно, все это разрешенные, юридически оформленные организации. Но действуют они весьма странными методами. Это лукавая уловка — не называть себя. Люди говорят о христианской совести, говорят о высоких моральных качествах — и в то же время хотят обойти закон.

Мы не враждуем, нет — мы с ними говорим на разных языках. О боге, но на разных. Просто есть древняя церковь, существующая тысячелетия, и новые образования, которым чужды многие традиции православной церкви. Они очень современно работают с потребителем. Именно с потребителем, если судить по их методам. А мы работаем с людьми. Какова их цель? Цель — ваша душа. Еще же удивляет позиция городских властей, которые все это допустили. Мы просили у них здание для православной церкви. Нам пообещали, но уже год не дают. А тут сразу пошли навстречу".

Реклама и потребители

Профессионализм религиозных пиарщиков несомненен. Их призыв к господу четко продуман, как реклама стирального порошка.

После стендов: "Я был алкоголиком...", "Я хотел уйти из жизни..." не хватало только "Я была толстой, но бог помог мне похудеть".

Плюс дешевый подкуп "Позвони сейчас и получи бесплатную книгу в подарок". Ради чего объединились представители разных конфессий? Не исключено, что популярность их в последнее время резко упала, что завлекать новых "прихожан" и их пожертвования стало все сложнее. Возможно, решив, что "вместе мы сила", маленькие конфессии решили выживать одной большой "семьей".

На самом деле местными "альтернативами православию" явление не исчерпывается. В интернете есть канадский сайт организации Power to Change, который рассказывает, что зародился проект еще в 1951 году в так называемом "министерстве Крестового похода университетского городка для Христа" (приблизительный перевод с английского). В том же году канадские евангелисты начали свой, как они называют, Крестовый поход. "Начавшись в одном университетском городке колледжа, Крестовый поход университетского городка превратился в многогранное министерство с десятитысячным полноценно занятым штатом, служащим в больше чем 150 странах", — рассказывает сайт. Последние кампании "чейнджеров" прошли в Боливии, штате Онтарио, Иерусалиме, Колумбии, Чехии, и не только. Там же значатся и канадские координаты проповедников.

Помогают проекту в России финские и американские миссионеры, в частности, Ассоциация христианских телерадиожурналистов и миссия "Международное русское радио и телевидение" и ее президент Ханну Юхани Хаукка, женатый на уроженке Петрозаводска. "Мы ведем работу в постсоветском пространстве: в Азербайджане, Белоруссии, Украине, России, Армении и других республиках бывшего Советского Союза, — говорит в своем интервью Ханну Хаукка. — Готовим телепередачи на семнадцати языках народов России: тувинском, якутском, бурятском, марийском, удмуртском, мордовском, коми, татарском, башкирском, на языках Кавказа. Сейчас готовится телепрограмма для Ирана, Пакистана, Афганистана, Индии. Есть программы на китайском, арабском и английском языках.

Времена меняются, стратегии и методы миссионерского труда должны соответствовать переменам. У нас зародился проект массовых евангелизационных программ, он направлен на крупные города России. Одна из самых главных наших задач — охватить эти города Евангелием". Все это — о проекте "Сила перемен": "Дальнейший порядок работы еще не знаем, но планируем провести акции в Уфе, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Мурманске... Три месяца в каждом городе. В течение трех лет мы планируем провести акции во всех этих городах".

Примечательно и то, что реклама бога направлена на определенную категорию "клиентов" — людей с проблемами, людей отчаявшихся, психологически слабых и потерянных. Когда по указанному телефону звонил наш корреспондент, изъявивший желание получить книгу, но не называя домашнего адреса, девушка на другом конце провода проявила изрядную настойчивость, чтобы все же узнать место проживания потенциального клиента. Проект "Ощути силу перемен", атакованный вопросами, назначил пресс-конференцию на 11 ноября, об итогах которой мы расскажем.