Общество Дорожка на даче начальника

Анатолий Ерошкин
№3 (450) 12.01.2005

Первое впечатление было таким — в лесах под Петрозаводском действует партизанский отряд. И первой его жертвой стал мост на 42-м километре автодороги "Петрозаводск—Ошта". Для начала "народные мстители" отколупнули с откосов моста укрепительную плитку, а затем вывезли ее в неизвестном направлении. Такое случалось на мостах Карелии и раньше, но в отличие от этого случая стибренными оказывались 3-5, от силы 10 плиток. И на диверсию эти кражонки никак не тянули. На этот раз партизаны действовали с размахом — исчезло около сотни плиток.

Поймать диверсанта!

Действия лесных братьев не вызвали переполоха в высоких кабинетах. Никто не поднимал по тревоге воинские части для прочесывания лесов, не летели в силовые структуры правительственные шифровки с требованием найти, заковать в кандалы и прилюдно наказать диверсантов, а Дорожный комитет РК, на балансе которого находился мост, и вовсе не заметил пропажи. Сие, впрочем, не удивительно. Дай Бог Государственному комитету РК по строительству, эксплуатации и содержанию автодорог разобраться с загадочной историей о бесследном исчезновении бюджетных средств, которые направлялись на улучшение наших дорог.

А вот то, что тревоги не подняло Петрозаводское ДРСУ — подрядчик по содержанию моста — совершенно непростительно. Ведь не заметить исчезновения плитки с откосов моста невозможно. И специалистам не требуется объяснять, что данная плитка выкладывается не для красоты, а для укрепления моста и предотвращения осыпания и размывания грунта.

Проведя самостоятельное расследование, "Карельская Губернiя" выяснила, что плитка была вывезена на транспорте Петрозаводского ДРСУ, и выковыривали ее с откосов моста работники того же предприятия. Делали они это в августе 2004 года, и не под покровом ночи, а в рабочее время средь бела дня под руководством прораба второго участка. На этом журналистское расследование можно было бы и прекратить, ведь "диверсантами" оказались специалисты-дорожники, которые выполняли привычную для них работу. Однако, не имея привычки останавливаться на середине пути, "Карельская Губернiя" пошла дальше и выяснила, что балансодержатель моста Дорожный комитет РК поручений на демонтаж плитки никому не давал, плитка не списывалась и никому не продавалась. По всему выходит, что ДРСУ самовольно распорядилось не принадлежащим ему имуществом.

Дачный вариант

Вполне возможно, что рабочие, снимавшие плитку с откосов моста, не ведали, кому и зачем потребовалась она. Но от шоферов скрыть место назначения еще никому не удавалось. Вот и водитель дорожного ЗИЛа Валерий Леонтьев хорошо знал, куда везти ее.

— Мне дважды пришлось вывозить плитку в Бесовец, — рассказывает Валерий. — В первый раз я вывез 28 штук, во второй — 50. Разгружены они были на дачном участке. Во время второго раза я видел, что плитками, привезенными в первый раз, выложена дорожка на даче.

Да уж, иронии ситуации не заметить просто невозможно: плиткой, которая должна была служить безопасности большой народной дороги, оказалась вымощена маленькая частная дорожка. Весьма привычно для нашего времени, в котором "прихватизация" стала чуть ли не доблестью.

Кстати, мы еще не сказали, кому принадлежит дача с вымощенной дорожкой. Сядьте покрепче на стуле и зацепитесь рукой за что-нибудь надежное, чтобы не упасть. Дача в Бесовце, на которую была вывезена снятая с моста плитка, принадлежит директору Петрозаводского ДРСУ Владимиру Чепареву. Разумеется, не санкционированный собственником демонтаж плитки и ее вывоз были произведены с его ведома и по его распоряжению.

Наличие отсутствия

А теперь попробуем разобраться, что же произошло в августе на том злополучном мосту с точки зрения юриспруденции. Кража? Открытое и наглое хищение народного добра? Ничего подобного! Накануне Нового года сотрудник Прионежского отдела внутренних дел подписал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с "отсутствием состава преступления". Только не подумайте, что все вышесказанное оказалось чистейшей выдумкой от начала до конца. Все было! И демонтаж плитки по распоряжению директора ДРСУ Чепарева, и вывоз ее к нему на дачу.

Тогда почему же нет ответственности? Все очень просто. По свидетельству Дорожного комитета РК, никто от действий Чепарева не пострадал и не понес никакого ущерба. А нет ущерба, нет и преступления. При этом принято во внимание, что директор ДРСУ за свой счет исправит все, что вытворено на мосту на 42-м километре.

В канун новогодних праздников фотограф газеты и депутат Петросовета Андрей Поценковский, помогавший редакции в расследовании, выехали в Прионежский район на место происшествия и убедились, что плитка на откосах моста так и не появилась. Выходит, по весне талые воды вполне могут подмыть их, что легко может привести к разрушению дороги.

— Я убежден, что если бы плитку самовольно вывез какой-нибудь работяга, то он давно бы уже "парился" на нарах в СИЗО или за колючкой на зоне, — говорит депутат Поценковский. — Никто его бы не стал "отмазывать" и защищать. А руководителям все сходит с рук. Да и местная власть как-то не заметила такого ЧП.

Непосредственный участник описанных событий водитель Валерий Леонтьев оценивает ситуацию еще жестче:

— Я в составе спецгруппы воевал в Чечне и знаю, как наши ребята рисковали жизнью, чтобы защитить мосты, поскольку понимали их значение, а здесь в мирное время директор, который в ответе за мост, ставит под угрозу его безопасность. Это же вредительство!

Трудно возразить. Да и не хочется. Ведь факт остается фактом: дорожники, вместо того чтобы в рабочее время заниматься ремонтом дорог или еще чем-то полезным, в угоду своему начальнику занимаются совсем другим делом. И ЗИЛок перевозит отнюдь не государственный груз, а частный. Кстати, учитывалась ли при подсчете отсутствия ущерба выплаченная зарплата рабочим, водителю и прорабу? А сожженный бензин и амортизация транспорта?

Но самое страшное — не убытки. Гораздо страшнее, что в Карелии созданы условия для совершения подобных деяний.

По нашим сведениям, прокуратура Прионежского района готовит сейчас письмо в Дорожный комитет, точнее, постановление "по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений...". Но, простите, каких преступлений? Ведь наша доблестная милиция отказала в возбуждении уголовного дела именно из-за "отсутствия состава преступления".

Начальник отдела эксплуатации, диагностики и развития дорог и искусственных сооружений Дорожного комитета РК Александр Берестев так прокомментировал ситуацию:

— Мы подготовили несколько разных справок в Прионежский РОВД по поводу вывоза плит с моста. Конечно, директор ДРСУ Чепарев не имел права демонтировать и вывозить их. Но он прислал нам гарантийное письмо, в котором обещает все восстановить, как только представится такая возможность. Это произойдет не раньше весны. Все работы он произведет за счет собственных средств. Что касается уголовной ответственности, то это прерогатива право-

охранительных органов. Надо сказать, такое у нас произошло впервые.