Общество Дамоклов мост

Анатолий Ерошкин
№18 (465) 29.04.2005

— Я боюсь ездить по Гоголевскому мосту, — говорит начальник Мостоотряда-117 Камо Осипян. — Он опасен для жизни. Его нужно капитально ремонтировать — к такому выводу придет любая независимая экспертная комиссия.

Действительно, проезжая часть моста покрыта ямами и кирпичными заплатами. Но это мелочи по сравнению с тем, что можно увидеть, спустившись вниз. Опоры путепровода "украшены" трещинами (их больше на тех, что стоят вблизи железной дороги), балки в местах упора разрушаются, бетон в местах водоотводов напитан влагой, металл из железобетона торчит наружу и покрывается коррозией...

По нормативам положено мосту жить лет восемьдесят, а поскольку сдан он в 1961 году, то к чему эта паника? Но Гоголевский мост жизнь не жаловала. Когда началось строительство Древлянки, по нему поехали тяжелые грузовики. По подсчетам специалистов, по мосту было провезено более миллиона тонн только песка. А еще по нему шли тяжеленные панелевозы... И у моста стали разрушаться опорные части балок, пришло в негодность асфальтовое покрытие.

В 1997 году был сделан капитальный ремонт, которым занималось ГП "Мост". Заменили одну из балок, дорожное покрытие, перила, опоры уличного освещения и еще кое-что по мелочи. Проезжей частью занималось Петрозаводское ДРСУ. Дорожное покрытие было сделано многослойным — изопласт (лучший по тем временам изолирующий материал толщиной 1 см), бетонная стяжка с металлической сеткой внутри (4 см), асфальтовое покрытие (7,5 см). Езди — и радуйся! В октябре был подписан акт о приемке.

И здравый смысл, и различные нормативные документы подсказывают, что до сегодняшнего дня мост должен был быть вполне "здоров". Однако первые проблемы появились уже через полгода, весной 1998 года. 22 апреля был составлен первый послеремонтный акт обследования, в котором специалисты зафиксировали выбоины (не менее 10 квадратных метров). Работники "Моста" устранили их. Но через полтора месяца, когда появились новые выбоины, ответили на претензии довольно высокомерно: "Считаем верхом некорректности просить нас бесплатно выполнить дополнительные работы, ссылаясь на договорные гарантийные обязательства...". Оказывается, по прошествии девяти месяцев мэрия не рассчиталась с ремонтниками и должна была на тот момент больше 4 миллионов рублей.

С тех пор ежегодный ремонт Гоголевского моста делает ГорДЭУ. В этом году ремонтники появились там 4 апреля, закладывали ямы белым силикатным кирпичом. По самым скромным подсчетам, понадобилось не менее пяти тысяч кирпичей. Приплюсуйте сюда оплату рабочего дня как минимум двум десяткам человек, работу двух "долбежников", грейдера и грузовых автомобилей... Общие затраты составят никак не менее 50 тысяч рублей. Ат олку? Через пару дней автолюбители вновь ругались на чем свет стоит, объезжая ямы и рытвины.

20 апреля мэрия провела конкурс на ремонт покрытия моста. Впрочем, конкурс — это сильно сказано. Уже упоминавшиеся Мост" и ДРСУ, первоначально вроде согласившиеся поучаствовать в нем, вдруг включили задний ход. И в конкурсе участвовало — разумеется, выиграв его, — только одно частное предприятие — ООО "Фирма Монолит-комплект". Не знаете? Не удивительно, ведь фирма эта родом из Брянской области. И ничем особенным на территории Карелии пока не отметилась. Но именно она получит из городского бюджета 800 тысяч рублей за ямочный ремонт. Новое покрытие появится лишь в тех местах, где разрушилось старое.

Начальник Управления городского хозяйства Вадим Учаев питает по этому поводу большие надежды:

— Фирма гарантирует качество своей работы и дает на нее два года гарантии.

Однако не все разделяют его оптимизм. Да и в мэрии не отрицают, что неплохо бы сделать капитальный ремонт моста. Вот только денег на эти цели — при мерно 200 млн рублей — у города нет. А значит, по-прежнему будедрожать мост от проходящих под ним железнодорожных составов и проносящихся по нему автомобилей. И дамокловым мечом будет он висеть над головами пешеходов и пассажиров поездов. — Взгляните на эти две балки, которые уперлись друг в друга, — показывает мостостроитель Камо Осипян. — Такого не должно быть ни при каких обстоятельствах! Это прямая угроза существованию моста и жизни людей.

Не верить специалисту в такой ситуации — значит проявить необычайную беспечность. Но, может, в мэрии Петрозаводска, правительстве Карелии и руководстве железной дороги найдутся небеспечные люди, чтобы сесть за стол переговоров и найти выход из тупика? В конце концов, Гоголевский мост висит над головами многих людей.

Кстати, как сообщает сайт сессии депутаты вспомнили, что к юбилею Петрозаводска из республиканского бюджета на приведение в порядок городских магистралей было выделено 20 миллионов рублей. Все деньги были освоены, и дороги вроде бы отремонтированы. Однако сегодня от того ремонта не осталось и следа — опять все разбито. Депутат Геннадий Шехирин заявил, что по данным фактам необходимо провести прокурорскую проверку. А в ходе расследования выяснить, имели ли место хищения асфальтобетонной смеси на предприятии ГорДЭУ в указанный период и не нарушалась ли технология при производстве работ. Недобрым словом вспомнили и ремонтников, которые каждый год латают кирпичом Гоголевский мост. "В 1996 году, помнится, мост капитально ремонтировали и давали гарантию 25 лет. И где же та гарантия?" — возмущались депутаты. Присутствующий на сессии заместитель прокурора Петрозаводска Глеб Суржко записал все имеющиеся претензии. Депутат Шехирин обещал, кроме устной просьбы, инициировать в прокуратуру письменное обращение, которое позволило бы начать официальную проверку.

P.S. С 22 апреля мост закрыт на ремонт. Мэрия обещает открыть движение 7 мая в 17.00.