
Лучшее в мире образование — полученное в борьбе за кусок хлеба. Видимо, этим принципом руководствуются федеральные власти, скидывая училища и техникумы на регионы. Учебные заведения, где получают профессию в основном ребята из небогатых семей, сразу оценили все прелести финансирования из республиканского бюджета. Жить стало трудно. А что будет дальше?
Министру стыдно
Наши училища и техникумы этим летом новых специальностей практически не предлагают. Они замерли в ожидании хоть какой-то ясности относительно своей дальнейшей судьбы. Начальное профессиональное образование уже сегодня еле-еле сводит концы с концами. Став с 2005 года заботой только республики и получив из федерации всего 19 миллионов вместо 130, ПТУ готовятся только к худшему. Среднее профобразование, в основном получающее средства из Москвы, пока еще теплится. Различные федеральные министерства и ведомства, которым подчиняются наши техникумы, худо-бедно, но болеют за дело. ПТУ, чьи базовые предприятия — местные заводы, могут техникумам только завидовать. Но завидовать им осталось, видимо, недолго. По не-официальным данным, уже в декабре все подведомственные учреждения среднего профобразования будут переданы под крыло Минобраза республики. Готово ли последнее к такому подарку?! Печальный опыт Сортавальского сельскохозяйственного техникума, который несколько месяцев просидел без копейки и до сих пор не может прийти в себя, показывает, что нет. Руководство Министерства образования республики сразу заявило, что оно не в состоянии помочь учебному учреждению, поскольку его перекинули на регион без соблюдения всяких правил.
— Мы из Интернета узнали, что Фрадков разрешил Минсельхозу передать техникумы на региональные бюджеты, — сказала министр образования республики Галина Разбивная. — Это решение расстрельное: в карельский бюджет нынешнего года эти средства не заложены. И с 10 февраля техникум перестали финансировать. Я считаю, что это преступление против обучающихся там детей, педагогов. Мы предложили техникуму обратиться в прокуратуру России и подать иск в суд на Минсельхоз России.
— Но если и все остальные подведомственные техникумы скинут на регион в таком же спешном порядке, то их ждет судьба сортавальского коллеги? — поинтересовались мы у Галины Анатольевны.
— Возможно! Это ваши дети, вот и учите, говорят в Москве. Своих детей мы не бросим. Будет трудно жить, трудно учить, трудно кормить и одевать. Но профессию детям дадим обязательно. К сожалению, в высших эшелонах власти у нас сегодня очень мало защитников образования. Я очень огорчена тем, что происходит в России. И мне, взрослому человеку, стыдно перед молодежью.
Коварное слово "оптимизация"
Хорошо, что министру стыдно за вышестоящих чиновников, но руководители-то учебных учреждений ждут от министерства конкретных действий!
— Позиция Минобраза понятна: чем дольше мы находимся на федеральном бюджете, тем лучше, — сказал директор Петрозаводского техникума городского хозяйства Владимир Кисель. — Нам это тоже выгодно, но надо понимать, что долго мы не продержимся. И мы хотели бы знать, что с нами будет?! А никакой стратегии развития начального и среднего профессионального образования у министерства нет. Видимо, они сами не уверены, будут завтра или нет. Хотя сколько бы реорганизаций в министерствах ни происходило, аппарат их только растет. А вот профобразование, видимо, ждет оптимизация...
Чиновники, дабы не будоражить людей, слово "оптимизация" предпочитают вообще не произносить. Говорят, что сейчас в начальном профобразовании идет не оптимизация (закрытие учебных заведений), а объединение ресурсов. Например, если в трех училищах готовят строителей, то их ресурсы (оборудование, кадры) будут объединять. Получится однопрофильное строительное училище. Так что предполагается сделать серьезные ресурсные комплексы, прежде всего на базе районных училищ. А в Петрозаводске, вероятнее всего, произойдет интеграция начального и среднего профобразования — ПТУ объединят с техникумами. Новые учреждения будут иметь статус профессионального колледжа. Ребята смогут получить два уровня образования: рабочая профессия и технолог. При этом, кто под какую крышу съедется, Министерство образования не волнует, дескать, все освободившиеся здания в образовании и останутся. У Минобраза масса проектов, для которых нужны помещения — например, хотят создать кадетский корпус для мальчиков, у которых есть проблемы в семье или вообще нет семьи. Думают открыть ремесленные мастерские для детей, которые не могут окончить основную школу.
— Наша задача — сохранить учебные места и перечень профессий, которые востребованы экономикой Карелии, — сказала Галина Разбивная. — Если и будет сокращение контингента училищ, то это будет связано только с уменьшением детского населения. Например, из выпускников девятых классов в училища всегда поступало 24 процента ребят. Этим 24 процентам гарантировано обучение. Но если в 2003 году учащимися ПТУ становились 2952 девятиклассника, то в 2005 году станут 2635, а в 2011-м — 1534. Искусственного сокращения мест не предвидится.
Кто лишний?
Коллективы училищ и техникумов хотят верить министру, да не больно-то получается.
— Сейчас идет объединение 12-го и 18-го училищ, — говорит Владимир Кисель. — Говорят, что план приема останется тем же самым, коллектив не разгонят. А для чего тогда это слияние? Если хотят оставить все, как было, значит, денег потребуется столько же? А раз таких средств нет, значит, пройдет сокращение и набора, и преподавательских кадров. А чтобы социальной напряженности не возникало, людей успокаивают. Хотя опыт объединения 7-го и 10-го училищ показал, что уже не будет так, как было. Сегодня 7-е училище есть, а 10-го не стало: на его базе сейчас расположился Институт усовершенствования учителей. А если объединят наш техникум со строительным техникумом? Кто-то из нас уйдет в анналы истории. А в каком учреждении республика больше нуждается, неизвестно.
Например, говорят, что ЖКХ задыхается без кадров. Мы выходили в правительство с цифрами, сколько нужно средств на подготовку специалистов. Чтобы открыть группу в 25 человек, нам требовалось 100 тысяч рублей. Миллионы выделялись на подготовку к зиме, и заложить 100 тысяч на подготовку теплотехников не составляло труда. Но никто денег техникуму так и не дал. Так что не нужны мы республике.
Поэтому нет сомнений: нас оставят без средств в случае перехода на местный бюджет. Тем более у властей есть оправдание — демографический спад. Но на сегодняшний день, хотим мы или не хотим, потенциальных хулиганов с улиц забираем. Пока они в техникумах учатся, они заняты делом. За два-три года ребята получают специальность, вырастают и мужают. Так что какую-то социальную напряженность техникумы и училища снимают. Ну закроют половину техникумов и училищ, а когда выберемся из демографической ямы, что будем делать? Повторим судьбу детских садов?! Очередь организуем, чтобы получить начальное или среднее профобразование?
Отпустите на вольные хлеба
Некоторые чиновники сегодня считают, что выжить нашему профобразованию поможет создание так называемого университетского комплекса. Мол, если при вузе — большом брате — объединятся техникумы, училища, тогда никто не пропадет. Ну университет-то точно не прогадает. Он получает материально-техническую базу сразу всех учреждений, а дальше думает, что ему нужно, а что не очень. И, например, на базе какого-нибудь техникума начнет работать строительный факультет или юридический факультет вуза. Будет ли у универа болеть голова о каком-то среднем профессиональном образовании?! С другой стороны, говорят, что вместе с объединением в университетский комплекс пойдет финансирование из федерации, и тогда мы сохраним все, как было, только юридические лица немного изменятся. Но тогда непонятно, зачем это объединение? Почему деньги не могут поступать непосредственно техникумам и ПТУ?
— Петрозаводский техникум городского хозяйства сегодня живет только за счет того, что выделяет Москва и что зарабатывает сам, — поделился директор. — Причем баланс таков: 6 миллионов нам выделяют, 6 миллионов зарабатываем самостоятельно на платных образовательных услугах и сдаче в аренду своих помещений. Большие ли это деньги для республики?! А ведь цена вопроса — содержание всех техникумов Карелии (без железнодорожного колледжа) — 60 миллионов в год.
Найдутся ли у республики 60 миллионов на среднее профобразование, пока неизвестно. Но техникумы готовы за себя постоять. Готовы и сами зарабатывать. Только говорят: дайте возможность готовить кадры не только по целевым программам, но еще и других специалистов.
— Нас ругают, что юристов, бухгалтеров, экономистов сегодня как собак нерезаных, — говорят представители техникумов. — Но у молодых людей есть право выбора специальности. А когда они готовы за нее платить, почему учреждения должны им в этом праве отказывать?! При этом мы находимся в неравных условиях. Государственные образовательные учреждения всегда регулируют: этих не готовьте, готовьте других. А филиалы, которые растут как грибы после дождя, никто не спрашивает, кого и сколько они набирают. Почему варяги со стороны могут зарабатывать, а нам нельзя?
Если же республика считает, что на техникумы у нее вообще нет денег, тогда отпустите нас на вольные хлеба. Думаем, что мы бы выжили за счет оказания тех же образовательных услуг, которые пользуются спросом. А пока техникумы не вводят новые специальности. Для чего, если не уверены, будут ли они существовать через год-другой...