Общество Глупые вопросы

Елена Гульшина
№25 (472) 15.06.2005

Почему молчат об Андронике Елпидинском?

Случайно узнал, что у нас в Петрозаводске родился и жил один из крупнейших христианских миссионеров — Андроник Елпидинский. Он обращал в веру индийцев, французов, немцев, американцев. Но здесь, в Карелии, ни разу не слышал упоминаний о нем — ни в светской печати, ни со стороны церкви. В чем причина?

Удивительное дело, но никакого преувеличения. Действительно, в нашем городке в 1894 году в семье священника родился будущий великий миссионер. За 65 лет своей жизни он успел сделать многое: окончил духовную семинарию, офицером поучаствовал в Первой мировой войне, учил русскому языку в Лапландии, отбывал заключение за отсутствие паспорта, поработал на автомобильном концерне "Пежо", получил диплом Богословского института в Париже, а окончил свои дни настоятелем монастыря в Пенсильвании (США). Но главном образом в истории православия он известен своим 18-летним пребыванием в Индии (1931-1949 гг.), где обращал язычников в христианство, о чем и поведал в своей книге, изданной в 1959 году в Буэнос-Айресе.

Согласитесь, даже этой краткой информации вполне достаточно для того, чтобы гордиться своим земляком. Но мы о нем ничего не знаем. От светской периодики добра не дождешься (акт самокритики), но почему молчит церковь? Почему не встретишь его среди лика карельских святых? Как оказалось, несмотря на крайне трудное восстановление истории из-за уничтоженных в 1918 году архивов, имя пастыря Андроника нашей церкви знакомо. Но, как пояснили нам в епархии, не наш это миссионер, "как бы из другого ведомства". То есть, конечно, крайне приятно, что он родился на нашей земле, но делами добрыми прославился уже за рубежом, и хвалить и прославлять его должна не русская православная церковь, а зарубежная. В том числе и решать, достоин ли он лика святых.

Есть ли женщины среди известных философов?

Мы тут с моим другом заспорили — существуют ли в истории известные женщины-философы? Он уверяет, что нет.

Увы, ваш друг прав. Женских имен, равных по значимости Сократу, Гегелю или Канту, в истории философии не встретить. Так же, как и в других областях науки, культуры или искусства – если и встречаются единицы, то скорее как исключение.

"Биологический, анатомический или физиологический фактор – это чепуха", – посмеялся кандидат философских наук, доцент кафедры философии ПетрГУ Андрей Соколов. Просто с эпохи неолита вплоть до начала XX века мы живем в патриархальном укладе, и пояснять, что это значит, особо не нужно: женщинам отводилась роль, далекая от возможности самовыражения в чем-либо, кроме воспроизводства и обслуживания семьи. Потом наступила эмансипация. И где же взрыв женской философской мысли, справедливо спросите вы. "А мужской не больше", – замечает Андрей Сергеевич. Оказывается, когда женщины вырвались на свободу, было поздно: считается, что эпоха "системосозидательности" в философии кончилась в XIX веке. Проще говоря, глубоким, оригинальным, системным, универсальным теориям в этом веке пришел the end. Cловом, не успели мы, женщины. Век XX и XXI – это век не тех, кто философию творит, а скорее тех, кто всячески изучает, исследует, комментирует то, что создано до. Отсюда и нет громких, известных всему миру имен. "Я бы не спешил со словом "измельчали", – комментирует мой вопрос ученый, – это просто другая эпоха, оценивать же ее со знаком плюс или минус современникам не под силу". Тем не менее в "философоведении", а именно так было бы честнее называть сейчас эту науку, тоже есть свои звезды и звездочки. Если возникнет желание погордиться карельскими женщинами-философами, то вам следует запомнить несколько фамилий: это Мира Славина, возглавлявшая кафедру философии ПетрГУ в 60-х годах, Альбина Молчанова, Вера Филиппова, Алевтина Королева, Елена Золотухина и другие. Сходите в библиотеку и оцените глубину их мысли. А заодно — своей. Может быть, именно с вас начнется новая эпоха, которая разогнет спираль Гегеля и приструнит императив Канта?