Тема номера Измайлову дали 5 лет

Иван ГУСЕВ
№27 (474) 29.06.2005

Приговор читали два с лишним часа. Люди, присутствующие в зале суда, устали, начали ерзать, облокачиваться на спинки скамей. Только Валерий Измайлов сидел, выпрямившись и почти не шевелясь. Когда судья огласила вердикт: "пять лет лишения свободы в колонии общего режима", бывший директор "ликерки" почти не изменился в лице. Он достал из кармана пиджака какие-то теперь уже лишние вещи (то ли деньги, то ли документы) и передал их молодому человеку, сидевшему за ним. "Сын..." — зашептались журналисты, сидящие рядом.

Судья закончила и быстро покинула зал. Измайлова тут же взяли под стражу. Когда на запястьях его рук защелкнулись наручники, он уже не казался уверенным в себе человеком. Наоборот, он был растерян и, похоже, не до конца понимал, что происходит.

Назвался груздем

Валерий Измайлов вырос на Кавказе. Окончив Ленинградский строительный институт, он по распределению оказался в Карелии. Поработал на стройках, потом ушел преподавать в техникум. В перестроечные годы Валерий Юникович с трудом сводил концы с концами, его семья жила почти бедно. Но однажды удача улыбнулась ему — Измайлов принял участие в конкурсе на замещение вакантной должности директора гостиницы "Северная" и победил.

Следующие одиннадцать лет Валерий Юникович отработал в "Северной". Он показал себя неплохим руководителем. А потом произошло чудесное превращение — директор гостиницы вдруг возглавил Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский".

— Я был назначен директором 28 декабря 2001 года, — рассказал Валерий Измайлов в интервью газете "Карелия" вскоре после назначения на новую должность. — Предложение было весьма неожиданным и исходило от председателя правительства, РК Сергея Леонидовича Катанандова. Для меня это приглашение было достойной оценкой всей моей жизни. Знай я тогда о трудностях, с какими пришлось впоследствии столкнуться, возможно, отказался бы. Но, как говорится, назвался груздем...

Будь у Измайлова возможность заглянуть на несколько лет вперед, он, без сомнения, отказался бы от новой работы. Трудности трудностями, но тюрьмы он точно не ожидал.

Белые пятна

"Дело Измайлова" возникло больше двух лет назад. После проверки финансовой деятельности ПЛВЗ "Петровский" Валерия Юниковича уличили в растрате денежных средств в особо крупном размере. Поскольку "ликерка" является филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром", руководителя ПЛВЗ обвинили в злоупотреблении полномочиями, повлекшем причинение существенного вреда государству. Общий ущерб оценили в 13 миллионов 471 тысячу рублей. Прокуратура РК инкриминировала Измайлову заключение фиктивных договоров, перечисление денег на счета несуществующих фирм, другие финансовые махинации.

Уголовное дело против Измайлова было возбуждено в начале мая 2003 года. Долгое время прокуратура не могла разыскать директора: он уехал в командировку, потом вышел в отпуск, затем—на больничный. В конце концов "Росспиртпром" отстранил Валерия Юниковича от должности "по экономическим причинам" и назначил на его место петрозаводского бизнесмена Ивана Романова. 28 июля бывшего руководителя "Петровского" вызвали в республиканскую прокуратуру и задержали сразу после допроса. Позже суд поменял меру пресечения на подписку о невыезде.

В "деле Измайлова" было много белых пятен даже для прокуратуры. Во время следствия Валерий Юникович дал показания лишь по одному из четырех эпизодов, в которых его обвиняли. Расследование продолжилось прямо в зале суда. Сейчас, когда приговор уже вынесен, можно с уверенностью заявить: Измайлову было что скрывать.

Виновата реклама

Измайлова погубила реклама. По его словам, он принял завод в тяжелейшем состоянии (чистая правда!) и начал искать новые рынки для "Петровского". Чтобы разрекламировать продукцию ПЛВЗ, в 2002-2003 годах он заключил несколько договоров на рекламу и маркетинговые исследования с питерской фирмой "Эльбрус" и московской "Центрстройпроф". Первая обещала раструбить о "Петровском" в городе на Неве и Ленинградской области, вторая взялась за освоение Москвы, Московской области и дороги Москва-Петербург-Мурманск. "Эльбрус" за два маркетинговых исследования питерского алкогольного рынка и проведение рекламных акций получил без малого три с половиной миллиона рублей. "Центрстройпроф" заработал куда больше — 10 миллионов. И все бы хорошо, да только, по мнению суда, не было никаких исследований и никаких рекламных акций.

Следствием установлено: фирмы, с которыми "сотрудничал" Валерий Измайлов, исправно получали деньги за просто так. Мифические дегустации продукции ПЛВЗ прошли бесследно — нет ни фотографий, ни видео, да и народные коллективы, якобы веселившие публику в честь "Петровского", как в воду канули — ни одного не отыскали. Измайлов не смог предъявить суду никаких доказательств бурной раскрутки ПЛВЗ: ни наклеек, которые вроде как расклеивались в питерском метро, ни баннеров, что должны были висеть на трассе, ни плакатов, ни буклетов. Ни-че-го.

Зато есть поддельные, маловразумительные акты сдачи-приема работ с фальшивыми подписями (суд согласился с мнением экспертов-подчерковедов). Еще имеется второе маркетинговое исследование питерского винно-водочного рынка (первое бесследно исчезло), сделанное фирмой "Эльбрус". Нынешний зам. директора ПЛВЗ "Петровский" по финансовым и экономическим вопросам Ирина Борик охарактеризовала 136-страничный труд как "курсовую работу студента-второкурсника". По мнению Ирины Васильевны, в этом исследовании не было нужды, ведь оно посвящено слабоалкогольным напиткам, которыми ПЛВЗ не занимается.

Рога и копыта

Возникает закономерный вопрос: откуда вообще взялись все эти "эльбрусы", "центрстройпрофы" и прочие "рога и копыта"? Как уверяет Измайлов, их ему порекомендовал начальник управления ФГУП "Росспиртпром" по работе с филиалами Виктор Алексеев. Суд посчитал это утверждение неправдой. Впрочем, в мае 2002 года Алексеев был зарезан в Москве (шел передел сфер влияния на рынке алкогольной продукции), так что проверить честность Измайлова проблематично.

Фирмы, с которыми сотрудничал Валерий Измайлов, существовали лишь на бумаге. По адресам, указанным в документах, располагались жилые дома. С большим трудом удалось отыскать мнимое руководство "Эльбруса" и "Центрстройпрофа". Директор "Эльбруса" признался в том, что поучаствовал в создании порядка шести десятков фирм. Он соглашался стать "бумажным" директором за небольшие деньги. Подробностей не помнит, так как, по его словам, постоянно находился "в состоянии наркотического опьянения". Учредитель же "Центрстройпрофа" заявил, что у него украли куртку с документами и ни к каким фирмам он отношения не имеет.

Миллионы, перечислявшиеся на счета "Эльбруса" и "Центрстройпрофа", тут же перекидывались в другую фирму и исчезали в тот же день. Деньги использовали "неустановленные лица" — на таком определении сошлись прокуратура и суд.

Царские суточные

Четвертый эпизод, по которому обвинялся Измайлов, касался суточных. Дело в том, что за каждый день, проведенный в командировке, Валерий Юникович, его зам и другие помощники получали две с половиной тысячи рублей. Решение о сумме было принято лично Измайловым и подкреплено приказом. Вот только, поскольку "Петровский" является филиалом "Росспиртпрома", размер суточных определяется руководством головного государственного предприятия. В "Росспиртпроме" в то время за командировочный день платили 100 рублей, а никак не в 25 раз больше. Даже сейчас суточные гендиректора ФГУП составляют 500 рублей.

Измайлов сотоварищи "накомандировался" почти на полмиллиона рублей. Вместе с этой суммой общий ущерб, который своими действиями нанес государству бывший руководитель "Петровского", составляет 13 миллионов 451 тысячу рублей.

Кстати, похоже, вскоре под суд пойдет тогдашний заместитель и верный помощник Измайлова. Эпизоды, касающиеся Москового, выделены в отдельное производство.

Исключительно положительно

В минувший четверг, когда подсудимому Измайлову предоставили последнее слово, он в очередной раз заявил о своей невиновности и потребовал оправдательного вердикта суда. По его мнению, все обвинение построено не на объективной деятельности, а на чужих признаниях, догадках, домыслах и неверном толковании законодательства. Да, признал Измайлов, как и любой хозяйственник, он иногда ошибался. Тем не менее эти ошибки не стоят 5 лет и 6 месяцев лишения свободы (именно столько требовало гособвинение).

27 июня суд решил иначе. Решил, что стоят. В приговоре четко выведена мысль: Измайлов поставил ПЛВЗ "Петровский" под угрозу банкротства.

Валерий Измайлов получил пять лет. Ранее несудимый, характеризуемый исключительно положительно гражданин— он вышел из зала суда в стальных браслетах.

За отпущенное нам время каждый успевает прожить несколько жизней. Приговор по делу Измайлова будет обжалован, но вряд ли вердикт изменится. Слишком сильны доказательства стороны обвинения. У бывшего директора "Петровского" начинается новая жизнь. Вот только вряд ли он мечтал о такой...