
Порой его называют "ягодным королем" или "ягодным магнатом". Депутат Законодательного собрания Карелии и генеральный директор компании "Эко трейд" Олег Фокин не обижается. Занимаясь двенадцать лет ягодным бизнесом, он стал действительно королем во всех вопросах сбора, реализации, переработки ягод не только в Карелии, но и в России. А поскольку значительная часть населения нашей республики связывает с ягодами свое финансовое благополучие, мы перед началом ягодного сезона задали Олегу Николаевичу несколько животрепещущих вопросов.
— Олег Николаевич, есть ли существенные различия между ягодным бизнесом начала девяностых и сегодняшним?
— Этот бизнес очень изменился, он представляет собой сложную разветвленную систему, потому что с малыми деньгами сегодня в нем делать нечего. Ведь мы находимся не в вакууме, а на рынке, и только в голове у карелов, может, еще осталось представление, что Карелия — это самый ягодный регион. Это далеко не соответствует действительности. Более того, и Россия не доминирует в поставке дикорастущих ягод. С нами сильно конкурируют Польша, Белоруссия, Украина и очень сильно начинает конкурировать Китай.
— Китай?! А что там растет?
— Там растет все. А то, что не растет, они выращивают. В прошлом году мы ездили в Китай и видели там целые плантации черники, брусники, клюквы. Заливные поля, система орошения, сбор ягод — все отработано. И уже в прошлом году, когда заключали экспортные контракты, наши ягоды были реально неконкурентоспособными с ягодами, выращенными в Китае. Я уж не говорю о канадской клюкве. Да, качество несколько иное. Дикорастущие и искусственно выращенные ягоды отличаются на вкус. Но это различие можно заметить, если ешь свежую ягоду, а в йогурте, морсе или соке разницы не почувствуешь.
На сегодня бизнес дикорастущих основывается на трех позициях. Есть клиенты, которые покупают замороженную ягоду. Есть клиенты, которым нужен концентрат, который мы производим в Костроме (я был родоначальником этого проекта, и теперь мы продаем его по всему миру). Требуется еще сушеная и вареная ягода. Есть и другие позиции, но эти три — основные.
— Мы так гордились своими ягодами, а оказывается, все можно вырастить на огороде — чернику, клюкву, морошку...
— Про искусственно выращенную морошку я пока не слышал. Все остальные ягоды — да. В той же Костроме есть уже плантации. Не такие большие, как в Китае, но есть.
— А в Карелии?
— Были такие попытки со стороны фермеров, но они больше занимаются садовой ягодой.
— Получается, что перспективы у людей, которые занимаются сбором ягод в лесу, безрадостные?
— Я бы так не сказал. Нашу ягоду все равно будут покупать. Просто все будет определять рынок, и цена на ягоды станет ниже. А то закупочные цены на дикорастущие у нас, особенно у границы, уже давно достигли цены экспорта.
Есть еще позиции, которые продлятся некоторое время — это внутренний потребитель, наши заводы, которые растут и строятся новые. Тот же Костромской холдинг, в который входит наша компания "Эко трейд", планирует в этом году закупить порядка 10 тыс. тонн всех ягод. Доля Карелии в этом — примерно 25-30%.
Так что перспективы у людей, которые серьезно занимаются сбором ягод, есть. Бизнес ведь делает ставку не на алкоголиков, которые в сезон соберут ведро ягод, продадут, а потом неделю пьют. Выгодно иметь дело с теми, кто видит в сборе ягод возможность улучшить свое материальное положение. Ведь есть семьи, которые специально берут отпуск на ягодный сезон, работают на сборе всей семьей, чтобы потом потратить деньги на ремонт дома или покупку вещей. Эти семьи и есть основа ягодного бизнеса. В Архангельской области, на побережье Белого моря есть даже практика поддержки таких семей зимой. Под будущие ягоды им дают в долг продукты, вещи, чтобы летом они отдали долг морошкой.
— В Костроме делается ягодный концентрат, а почему не у нас? Ведь цех по переработке ягод в Пряже сейчас работает только как перевалочная
база.
— Это неплохо — иметь свой комбинат по переработке. Но все определяет рынок. И если его выгоднее сделать в другом регионе, то капитал будет его строить там, где выгодно.
— Про ягодный бизнес говорят, что он носит полукриминальный характер. Это действительно так?
— Да. Люди приезжают бригадами и контролируют некоторые районы — блокируют дороги и не пускают туда конкурентов. Сами закупают ягоды у населения, давая за них минимальную цену. Людям в такой ситуации деваться некуда. Такое происходит и в Карелии, и в других областях России. От этого страдают все — от сборщика ягод до крупных компаний. В прошлом году, например, в Пушном (в Беломорском районе) прямо под машинным отделением холодильника, принадлежащего Костромскому холдингу, было обнаружено взрывное устройство. Пришлось вызывать специалистов ФСБ, МВД. Бывают поджоги домов, автомашин. Ничего удивительного в этом нет, ведь в черном ягодном бизнесе "крутятся" десятки миллионов долларов.
— И как с этим боретесь?
— Для этого есть служба безопасности компании. Такие вопросы решаются через Москву. Наша задача — экспорт продукции. И мы заинтересованы в том, чтобы сделать ягодный бизнес максимально прозрачным и легальным. Для этого была даже разработана программа "Ягоды Карелии", поддержанная на республиканском уровне. Однако она так и не была реализована. Сделав ягодный бизнес легальным, мы избежим многих проблем. В том числе исчезнет мошенничество, когда скупщики ягод "кидают" население. Ведь что делается? Приезжают в отдаленный район скупщики, поначалу расплачиваются за ягоду, а потом делают доверительное лицо и говорят: "Ой, деньги вовремя не подошли. Но вы ведь меня знаете, я рассчитаюсь!" И принимают ягоды в долг. Загружают пару фур — и ищи ветра в поле. И таких нюансов много.
— В СМИ появилась информация, что в отношении компании "Эко трейд" проводится проверка правоохранительными органами. В чем тут дело?
— Ни в чем. Это же обычная практика, когда правоохранительные органы проводят проверку. Но во всем мире это делается тихонько, и клиент о поверке даже не догадывается, а у нас это особенности маленького города, все моментально становится известным всем. И смешно смотреть на проводимые оперативно-розыскные мероприятия. Лучше бы спросили открыто — я бы сам все рассказал.
Кстати, неплохо бы провести круглый стол с участием всех сторон, чтобы обсудить "ягодные проблемы". В нем могли бы принять участие все заинтересованные стороны — правоохранительные органы, налоговики, законодатели, исполнительная власть, предприниматели. Мы к диалогу готовы.