Общество Служил? Заслужил? А не получишь!

Евгения Покровская
№30 (477) 20.07.2005

Жил-был человек по имени... А какая в принципе нам разница, как его звали? Тем более за нашим "человеком без имени" стоят далеко не один и даже не два, а десятки людей со своими фамилиями. Поэтому назвать его можно как угодно. К примеру, Петром Васильевичем.

Так вот, Петр Васильевич больше двадцати лет честно "отпахал" в родных правоохранительных органах. Потом по выслуге лет засобирался на пенсию. Как положено, при увольнении ему было выплачено единовременное пособие. Сумма совсем не маленькая, Петра Васильевича она вполне устраивала, поэтому он не глядя подмахнул документы и отправился на гражданку. Спустя полтора года, случайно встретив бывшего сослуживца, Петр Васильевич узнал от него шокирующий факт: оказывается, в состав выплаченной суммы не входили районный коэффициент и "северные". Ничего бы страшного здесь не было, если бы невыплаченная сумма составляла пять рублей. Однако районный коэффициент и "северные" вместе взятые — это целых 65 процентов от единовременного пособия. Тысячи рублей!

Деньги конЧились

С такой вот историей пришел в редакцию "Карельской Губернiи" юрист Рудольф Костюков. По его словам, к нему за помощью уже обратились десятки бывших работников правоохранительных органов. Конечно, у кого-то невыплаченная сумма меньше, у кого-то больше, ведь одно дело — просто уволиться с работы, и совсем другое — уйти на пенсию. Размер единовременного пособия во втором случае на порядок выше. Но все равно неприятно, даже если тебе задолжали просто пару, а не пару десятков тысяч.

Что делают обиженные люди? Правильно, обращаются в суд. Клиенты Рудольфа Костюкова тоже решили обратиться в суд, дабы получить свои кровные. Тут-то и началось самое интересное.

— По идее те, кто недоплачивает районный коэффициент и "северные", неправы и должны это признать, — говорит Рудольф Костюков. — Поначалу так и было. Иски удовлетворялись еще на первой инстанции, люди получали свои деньги и расставались с обидчиками тихо-мирно, без претензий. Потом что-то случилось. Не знаю, может, у милиции деньги закончились, только невыплаченные суммы вдруг компенсировать перестали. Да не просто так, умудрились найти всему законное объяснение.

По статье 392 Трудового кодекса РФ "работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права...". А с момента увольнения, к примеру, героя нашей статьи (Петра Васильевича не забыли?) прошло уже несколько лет. На это "слабое место" в законе и пытаются давить ответчики со стороны правоохранительных органов. На самом же деле люди, расписываясь во всевозможных ведомостях при увольнении, не знали о том, что им должны начисляться еще 65 процентов свыше. Их просто об этом не предупредили.

Узнать все

— Наши люди привыкли всем верить, — объясняет юрист Рудольф Костюков. — Чиркнут подпись, даже не вчитываясь. А ведь это означает, что они со всеми условиями согласны. По идее им должны объяснить, как, какими способами было начислено единовременное пособие, из чего оно складывалось. Но ничего такого не делается.

Остается только одно: еще раз внимательно вчитаться в закон. "В течение трех месяцев с того момента, когда он УЗНАЛ...". Вот она, та самая фраза, которая может помочь уволившимся сотрудникам вернуть их деньги. Три месяца надо отсчитывать не с того момента, когда сотрудник в счастливом неведении расстался с работой, а с того, когда он узнал. Пусть даже через год или три.

Правда, суды этот факт пока не признают. Ни исковые заявления, ни кассационные жалобы, ни надзорные не помогают. Некоторые судебные разбирательства вообще длятся не дольше трех минут: отказали — и гуляй себе дальше. Единственное, что остается тем, кому отказали по полной программе, — это жалобы в Верховный Российский суд.

Руководитель пресс-службы МВД Дмитрий Кривонкин по факту недоплат не смог сказать ничего конкретного:

— Да, невыплаты действительно случаются. Даже скорее не невыплаты, а задержки. Знаете же, как у нас в государстве... Когда есть деньги, то выплачиваем. Когда нет — не выплачиваем. У вас что, зарплату никогда не задерживают?

На наши возражения по поводу того, что уволенные сотрудники даже и не знают о том, что им должны начислять районный коэффициент и "северные", последовал вполне однозначный ответ:

— Тогда трудно что-то сказать. Такая ситуация сложилась... Москва денег на "северные" не дает. А когда суды люди выигрывают, тогда, конечно, мы все выплачиваем...