
"Волшебник" – яхта волшебная. Один раз в году она появляется исключительно на Онежской регате, выигрывает ее и испаряется, словно ее и не было. Мираж просто какой-то. Второй раз подряд "Волшебник" проделывает этот фортель, раньше экипаж яхты выигрывал "Онего" на "Ветре" (который потом петрозаводчане купили), а еще раньше на "Корсаре". Капитан, говорят, у них уникальный. Сергей Оверкин – жгучий добродушный блондин — учит детей в Пскове парусному спорту, гоняет себе по Чудскому озеру, тому самому, где Александр Невский псов-рыцарей утопил, и никого не боится.
Зажатый "ветер"
— Сергей, почему вы не участвуете в других регатах? Здесь есть какая-то тайна?
— Никакой тайны. Просто вопрос денег. Очень это дорогое удовольствие.
— Говорят, в парусном спорте все решает конструкция яхты. Если яхта более быстроходна, то у ее соперников практически нет шансов. Это так?
— Не совсем. От экипажа очень многое зависит. Неспроста же при подведении итогов существует система перерасчетов. Скажем, в нашем классе "Open 800" по скоростным качествам безоговорочный лидер – "Ракета". Если бы просто смотрели, кто первым к финишу пришел, то остальным можно было бы и не стартовать. Но судейский пересчет более-менее уравнивает всех, и дальше уже все в руках экипажей и… удачи. Ребята на "Ракете", видимо, чуть подустали после предыдущих этапов кубка России и здесь иногда словно теряли концентрацию.
— А что нашему "Ветру" мешает побеждать?
— Ну, во-первых, третье место тоже очень непросто завоевать. Это хороший результат. Но им, мне кажется, пока еще не хватает веры в себя. Они будто бы немного зажаты. Очень хотят победить и перегорают. Год назад они неважно начали, а потом выиграли одну гонку и дальше намного лучше выступать стали.
Ода утонувшему рулю
— А вы за счет чего побеждаете?
— Мы не так сильно хотим выиграть. Знаем, что все равно сильные. А потому зажима нет. Плюс удача. Или, скажем, перед предпоследней гонкой мы руль утопили. А там 5-метровая глубина и вода холодная. Два часа наш парень нырял. Старт приближается, руля нет, он из сил выбивается. Хотели его горячим чаем согреть – плита сломалась. Все уже стартовали, и тут он этот руль вытащил. И вот на таком возбуждении мы гонку и выиграли. Тридцать два часа на нескольких бутербродах продержались. После этого и в лидеры вышли.
— А что вы можете сказать еще об одной петрозаводской яхте – "Джулия-2", которая в своей группе заняла 2 место?
— "Джулия", как и "Ветер", тоже бывшая наша лодка. Мы три года назад ее вашим ребятам продали. Тогда это довольно заурядный экипаж был. А сейчас они показывают потрясающий рост. На самый верх вышли. А то, что "Маяку" московскому проиграли, так у "Маяка" сейчас выиграть невозможно. Это тот случай, когда конструкция лодки уникальна: и скоростные качества лучше, и в существующую систему перерасчетов она не подпадает. Так что экипаж "Джулии" хорош. Неспроста им специальный, дополнительный приз вручили.
Безработный чемпион
— Я слышал, что лодки класса "Open 800" наиболее быстроходны. Но при этом главный приз соревнований от главы республики – 200 000 рублей – получила яхта "Фиджи". Яхта другого класса, которая даже в своей группе заняла только 2 место.
— Это было своего рода волевое судейское решение. Приз вручался за лучшую абсолютную скорость. А здесь явно лучшие показатели у "Ракеты", потом у "Эльфа", потом у нас. Но это все "оупены" — они по сути вне конкуренции. И решили вручить приз "Фиджи" — лучшей среди старых яхт. Тем более что там капитан — чемпион мира, мастер спорта международного класса, легендарный яхтсмен Андрей Никандров. Он же очень обидно свою группу не выиграл. Во всех гонках был первым, а в одной – одиннадцатым.
— Как так?
— Раз в году такие провалы случаются. Особенно у очень хороших яхтсменов. Они не боятся рисковать. В смысле, если штиль, они уходят в сторону и там могут поймать ветер. Но есть риск, что ветер придет как раз туда, где зависли все остальные. В итоге они уйдут, а ты останешься. Так с Никандровым в этот раз и получилось. В общем, он свой приз заслуженно получил.
— Сергей, сейчас все отправятся на очередной этап кубка России, а вы опять в Псков учить детей парусному спорту?
— Да, закрыли мой клуб перед самой "Онегой". Так что куча забот впереди. Во как!..
Большой китос
Остается добавить, что последняя гонка была отменена из-за мертвого штиля. А торжественное закрытие регаты проходило в кафе FM при заставленных яствами столах. На экране под ахи, смех и овации мелькали паруса и фрагменты соревнований. Чемпионами в шести группах стали соответственно яхты "Маяк", "Русалка", "Джая", "Стрим-2", "Волго" и "Волшебник". Они получали технические паспорта на телевизоры, каковые, дабы не загромождать праздник, ждали их где-то в закулисье. Одному из экипажей в качестве спецприза подарили упакованную в брезент байдарку. И наконец впервые в призеры попала регулярно участвующая в регате яхта "Розана" из финского города Куопио. Ее семейный экипаж смог занять второе место в 5 группе. При награждении стесняющийся финский капитан по настоятельной просьбе организаторов сказал что-то доброе на финском языке. Что именно, осталось неизвестным, но ведущий смог проникнуть в суть иноземного приветствия и обобщил сказанное по-простому: "Большой китос".