Культура Мэр оказался жмотом

Губерния
№34 (481) 17.08.2005

Как американских избирателей учат и лечат, сколько они платят за жилье и учебу, воруют ли у них слуги народа — эти и другие вопросы задавала за океаном депутат Петросовета, замдиректора "Карельской Губернiи" Ольга Сергеева. Посетив страну благоденствия по программе "Женщины-политики",она уверена: с нашими чиновниками нам никогда не догнать и не обогнать Америку.

На обшарпанном стуле

Я побывала в так называемой одноэтажной Америке. Узнала, как живут не звезды Голливуда и Ротшильды, а простые "звезднополосатые" граждане.

Первый свой "американский" шок я испытала в мэрии Омахи. Омаха чуть больше Петрозаводска, 400-тысячный город. Когда нам сказали, что в администрации вместе с мэром работают пятнадцать человек, я решила, что не верно поняла. Переспросила Майка Фейхи, тамошнего мэра, кого же он имеет в виду — всех чиновников или только своих помощников и советников. Оказалось — всех. Я рассказала, что в петрозаводской мэрии почти четыреста чиновников. Дипломатичные американцы заулыбались и никак не прокомментировали.

Американцы "помешаны" на законопослушании. С неподдельной грустью тамошние чиновники рассказали, что лет пятнадцать назад один из работников мэрии Омахи попался на взятке. Им до сих пор стыдно.

Кабинет мэра Омахи — прямая противоположность кабинету мэра Петрозаводска. У нас среди чиновников большой популярностью пользуется соревнование на лучшую и самую дорогую отделку кабинетов. В Америке наоборот — чем проще отремонтирован кабинет, тем более рачительным считается его обитатель.

У Майка Фейхи в кабинете два стола и диван для посетителей. Стульев на нашу делегацию не хватило. Пришлось доносить из других кабинетов. Кстати, о стульях. Им лет сорок-пятьдесят, не меньше. Я спросила мэра, почему он не сменит обстановку. Мистер Фейхи без тени демагогии ответил, что в городе решены далеко не все проблемы и его никто не поймет, если он начнет тратить деньги налогоплательщиков на собственное обустройство. "Да и мебель еще не сломана", — заметил Майк Фейхи. Вы не поверите: кабинет губернатора Небраски выглядит еще скромнее.

А между тем бюджет Омахи на 2005 год составляет 450 миллионов долларов. Бюджет Петрозаводска — порядка 72 миллионов долларов, или в 6,25 раза меньше. Зато у нас чиновников и работников мэрии в 25 раз больше.

На освещение деятельности мэра и мэрии в СМИ в почти полумиллиардном бюджете Омахи денег не предусмотрено. Нет никаких пресс-служб и пиарщиков. "Зачем? — говорят американцы. — Мэр еженедельно проводит пресс-конференции, и этого достаточно". В пресс-службе петрозаводской администрации работают трое сотрудников, в Петросовете — свой пресс-секретарь.

Депутатская молитва

В Омахском горсовете, состоящем всего из семи депутатов, нет женщин (в петрозаводском — 8). В последние годы лишь один раз, в начале девяностых годов прошлого века, была в Омахе женщина-депутат. Американские городские народные избранники работают на неосвобожденной основе, но получают ежемесячное пособие в тысячу долларов. Впрочем, не за этой тысячей они пришли в совет.

Из семи депутатов шесть белых и один афроамериканец. Они представляют все социальные группы: в совете есть юрист, преподаватель, бизнесмен, пожарный, полицейский.

Сессии транслируются в прямом эфире городского телеканала и пользуются популярностью у зрителей. Сначала идет перекличка. Потом депутаты поют куплет из гимна США, а дальше хором читают молитву. Там есть такие слова: "Господи, дай мне мудрости принять правильное решение на благо города, штата, страны".

Нас, восемь российских женщин-политиков, тут же на сессии приняли в почетные граждане Омахи. Без всяких формальностей. В Петрозаводске в этом году не приняли в почетные горожане Евгения Евтушенко, чью кандидатуру предложил один из депутатов. Потому как не согласовано заранее!

На сессии Омахи рассматривался бюджет на 2006 год. Мэр выступил с докладом и ушел. Дальше начались дискуссии, но не среди депутатов, а между пришедшими горожанами. Вход на заседание горсовета свободный. И горожане активно пользуются своим правом на участие в управлении городом. Тем более что никаких блокпостов на входе в мэрию нет.

А вообще вопросы там рассматривают самые разные. Так, один горожанин пожаловался, что из-за автозаправок страдает экология и уже умерли три зайца. Депутаты повысили сборы с владельцев автозаправок.

Неплательщики квартплаты есть везде

Треть бюджета Омахи уходит на содержание городских дорог. Это главная задача мэрии. Иными словами — каждый год порядка 150 миллионов долларов.

Кроме того, тамошняя мэрия контролирует деятельность управляющих компаний, обеспечивающих население коммунальными услугами. Квартплата там довольно высокая, но не ухудшающая положение человека. В Омахе, сказали нам, средняя зарплата в месяц — 5 тысяч долларов. Но у дантиста она 7,5 тысячи, у врача — 12, охранника в тюрьме — 3 тысячи, авиапилота — 11. Коммуналка — электричество, газ, телефон и прочее — от 100 до 200 долларов. То есть почти как у нас. Сравните их зарплаты с нашими! Но если американец купил квартиру и выплачивает кредит, то за трехкомнатную неплохую квартиру он платит вместе с коммуналкой 700 долларов в месяц. Ну а если вы снимаете жилье, то оно обходится от 400 до 2 тысяч долларов в месяц.

Кстати, социальная пенсия — 800 долларов, но большинство граждан имеют многочисленные надбавки. И для бедных существуют субсидии, самые бедные вообще не платят за жилье. Они живут в домах похуже. Впрочем, их "похуже" — это примерно такие же квартиры, как наши на Древлянке и Кукковке. Причем во ВСЕХ квартирах — встроенная бытовая техника, вплоть до посудомоечной машины и, как правило, несколько туалетных комнат.

Американцы говорят: у нас огромные проблемы в ЖКХ. "Огромных проблем" оказалось всего три — редкие протекания крыш и труб, отдельные уклонисты от оплаты жилья и услуг и не всегда своевременная информация о новшествах, вводимых на федеральном уровне.

Их страховка страхует

Из социальных объектов нам показывали местные больницы. В Омахе находится лучший в США центр трансплантации печени. Там, кстати, работают шесть профессоров из России. Операции и лечение — частично платные. Операция по пересадке печени стоит 125 тысяч долларов. 50 и больше процентов этой суммы гасится страховкой. Средний американец платит 250 долларов в месяц в страховые фонды: государственные или частные. С наших зарплат, конечно, тоже высчитывают в страховые фонды, но что мы с этого имеем — сами знаете. И за операции в клинике Москвы или Питера, которые тоже могут стоить по 100 тысяч долларов, нам приходится собирать деньги самим. В Америке же недостающие деньги можно поискать в многочисленных благотворительных фондах.

В американской больнице можно покайфовать: комната на одного с телевизором, DVD, телефоном. Больной по телефону заказывает себе еду, когда ему захочется есть. Правда, в рамках врачебной диеты — только то, что есть в его меню, где выбор немаленький. А его родственников и прочих посетителей и вовсе кормят бесплатно. Ежемесячно в больницах проводятся опросы пациентов и родственников по качеству обслуживания.

Страховка покрывает нахождение больного в больнице, а также услуги стоматолога по лечению. Но если кому-то вздумалось пройти дорогостоящее дополнительное обследование или сделать себе голливудскую улыбку — за это нужно платить дополнительно и немало. Отбеливание зубов стоит 700 долларов.

Обучение в университете штата там платное: 5 тысяч долларов в семестр. Ясли-детский сад — 500-600 долларов в месяц.

Они не такие, как мы

А вообще, американцы не лучше и не хуже нас. Они просто другие. При том, что Америка — страна индивидуалистов, они очень пекутся об общественном благе — города, штата, страны. В Омахе каждый горожанин обязан отработать какое-то время на общество бесплатно.

Девиз штата Небраска — закон превыше всего и перед ним все равны. У нас в России такие слова тоже говорят, но никто в них не верит, а в США преклонение перед законом возведено в культ. И перед законом действительно все равны. Чиновники говорят: главное — привлечь к управлению своим городом или штатом наибольшее количество людей.

Из известных россиян больше всего знают Горбачева и Ходорковского. Я немало удивилась, увидев в двух местах портреты опального олигарха. Правда, один местный "голубой" признался, что он просто влюблен в Ходорковского. Но в целом наибольшие симпатии американцы высказывали именно этим двум россиянам — Михаилу Горбачеву и Михаилу Ходорковскому. Вероятно, их считают некими символами российской демократии.

Американцы говорят: "Демократия — это не только возможность раз в четыре года прийти на избирательный участок и опустить в урну свой бюллетень. Демократия — это когда вы реально участвуете в управлении своим городом и страной".