Экономика Клиент заплатит за все?

Тамара Конева
№41 (488) 05.10.2005

Вряд ли, читатель, тебе посчастливилось познакомиться с книгой писателя Виктора Маслякова "Дорогие мои земляки". А жаль. Ведь после выхода бестселлера его автор стал мэром Петрозаводска. А само произведение буквально напичкано программными заявлениями. В частности, будущий градоначальник обозначил тогда свои позиции в отношении предпринимательства: "С развитием бизнеса богаче становится регион. Это аксиома". И там же обещал: "Первым шагом должно стать снижение налогового бремени".

И вот — свершилось. Москва доверила городским властям решать: какие предприниматели будут платить единый налог и сколько. Нет-нет, не думай, дорогой читатель, что тебя, бюджетника или заводского рабочего, это не касается. Очень даже коснется.

Бизнесмен или безработный?

Для начала — ликбез. Единый налог на вмененный доход платит малый и средний бизнес. Тот самый, который во всем мире дает рабочие места, в цивилизованных странах — больше половины всех налогов, сытную жизнь и самим предпринимателям, и бюджетникам — в общем, все то, о чем мечтает наша страна. Но сделать мечту явью как-то не удается. Почему?

А вот пример. В отдельно взятом Петрозаводске городская администрация написала документ, по которому должны были жить в будущем году эти самые "мелкие и средние": парикмахерские и кафешки, обувные и автомастерские, автостоянки и магазины, школьные столовые и маршрутные такси. Словом, все те, чьими услугами мы ежедневно так или иначе пользуемся.

Документ этот должны были утвердить на сессии Петросовета. И вот тут-то и выяснилось, каким образом все эти бумажные и налоговые дела касаются нас, простых горожан. Размер единого налога зависит от так называемого поправочного коэффициента — К2. И величину его местные власти могут установить от 0,005 до 1. Умножьте вашу зарплату на две эти цифры и вы поймете, насколько велика разница. Петрозаводская мэрия установила самые высокие коэффициенты из всех возможных.

А я-то тут при чем? — спросит читатель. Единый налог — один из важнейших источников пополнения бюджета Петрозаводска. Его доля в казне составляет 20 процентов. Третья часть трудоспособного населения Петрозаводска работает в малом бизнесе. Что будет, если резкое увеличение налога повлечет за собой резкое сокращение малых и средних предприятий? Безработица и полный провал бюджетных поступлений.

Еще раз процитируем мэра: "С развитием бизнеса богаче становится регион. Это аксиома". Странно, почему "крепкие хозяйственники" в мэрии забыли эту аксиому.

Напомнил ее кандидат экономических наук Евгений Журавлев — на сессии Петросовета, где депутаты должны были утвердить ставки налогов. Депутат от Древлянки, экономист Журавлев предложил свои поправки в документ мэрии.

Поднимем цены в два раза?

Суть предложений Евгения Журавлева и поддержавших его коллег может понять каждый: развивая бизнес, мы поможем всем горожанам. А чем выше будет налог, тем больше и цены на услуги. Понравится ли это петрозаводчанам? О том, что в петрозаводской мэрии привыкли многие проблемы решать за счет кошелька горожан — общеизвестно. Но на этот раз, сказал депутат Шехирин, только с одного места на автостоянке нужно будет платить 1000 рублей. Сколько же будет стоить услуга и кому по карману будет ею воспользоваться?

Евгений Журавлев предложил снизить ставки налога и был поддержан коллегами. Однако мэрия не сдавалась. Первый зам. мэра Анатолий Булдаков еще и пытался пристыдить депутатов: дескать, такое решение сократит поступления в бюджет. "Давайте спросим 1000 горожан, — требовал депутат Владимир Шилик, — что ему важнее: бюджет или доступные услуги?"

Ну разве можно устанавливать в Петрозаводске такие же поправочные коэффициенты, которые применяются в российских городах-миллионниках?

Разве могут парикмахерские или кафе Карелии платить такие же суммы налога, что платят в столицах?! Тогда в наших кафе и барах чашка кофе должна стоить столько же, сколько в Москве — от 100 до 200 рублей. А услуги парикмахера от 100 долларов и выше. Этого хотели чиновники мэрии?

Школьные столовые в отдаленных микрорайонах города, по словам депутата, директора "Петропита" Владимира Виноградова, можно сразу закрывать — слишком дорого их содержать.

Как зарабатывать будем?

Евгений Журавлев предложил депутатам сократить величину коэффициента, озвученного администрацией, на 30 процентов. В таком размере единый налог не станет смертельной удавкой для предпринимателей. При этом экономист и депутат не забыл и про бюджет и бюджетников.

Журавлев предложил увеличить перечень предприятий, облагаемых "вмененкой", — как раз тем, что упустила из виду мэрия. Он считает, что в этом перечне должны быть также уличные кафе и гостиницы, располагающие не более 500 квадратными метрами спальных площадей. Платить единый налог на вмененный доход должны за размещение рекламы на транспортных средствах.

Странно, что администрация проигнорировала эту возможность пополнения бюджета. Уже сейчас, по словам депутатов, в Петрозаводске сокращаются торговые площади — из-за увеличения коэффициента базовой доходности на 50 процентов. Чиновники попытались опровергнуть это утверждение. По статистике, и в самом деле выходит, что магазинов в столице становится все больше. Однако этот рост происходит за счет крупных торговых центров. Но ведь их налоговые платежи уходят в основном в федеральный и республиканский бюджеты. Торговых предприятий, работающих по "вмененке", которая полностью идет в городской бюджет, становится все меньше. Почему мэрия не остановит этот процесс?

...Попытка администрации "порулить" малым бизнесом, установив самую высокую в России величину налога, могла завести его в тупик. Однако депутатам удалось изменить ход событий. Большинство Петросовета проголосовало за поправки Евгения Журавлева. И это тот случай, когда Петросовету не стыдно будет смотреть в глаза избирателям: серьезное повышение цен в Петрозаводске в новом году отменено.

Галина Громыко, директор ООО "Модерн плюс", депутат Петросовета:

— Чиновники администрации упрекают нас в лоббировании интересов предпринимателей в ущерб бюджетникам. Это лукавство. Умерив аппетиты чиновников по "вмененке" на тридцать процентов, мы предотвратили рост цен на товары и услуги ровно на столько же. Предприниматели просто вбили бы повышенный налог в себестоимость, как поступали и раньше. И в конце концов повышение налога оплатили бы потребители, в том числе и бюджетники.

Задача мэрии, поскольку именно в ее руках находятся инструменты регулирования, определить такую ставку налога, при которой выгодно, интересно заниматься бизнесом. Увеличится количество частных предприятий — появится конкуренция. Это лучший способ стабилизации цен, другого пока не существует. Вспомните ситуацию с операторами сотовой связи. Всего несколько лет назад мобильный телефон мог позволить себе только очень состоятельный человек, теперь же он есть чуть ли не у каждого третьего студента.

Так что нет ситуации противостояния: плохие депутаты, которые за предпринимателей, и хорошие чиновники мэрии, которые за бюджетников. И не нужно искусственно ее придумывать.

Девлет Алиханов, предприниматель, депутат ЗС РК:

— Я, безусловно, поддерживаю позицию депутатов. Вообще, не повезло жителям Карелии. Главный финансист республики, я имею в виду министра финансов, заявляет, что для бюджета будет полезно время от времени сажать предпринимателей. Помните его "эффект Юкоса"? Чиновники из мэрии уверены: чтобы наполнить городскую казну, достаточно максимально взвинтить налоги. При этом говорят о благих целях, социальных программах. И даже не думают, что целые отрасли малого и среднего бизнеса могут исчезнуть. И кто тогда будет обеспечивать социальные программы? По многим позициям налоги у нас самые высокие по сравнению с другими областями России. Транспортный налог, например, у нас самый высокий уже два года. И что, от этого дороги стали лучше?

Подобные ошибки дорого обходятся населению, так как напрямую связаны с жизненным уровнем людей. Какую социальную проблему решили за последнее время в республике или в городе? Тарифы на коммунальные услуги и все прочее растут. Медицина, образование — во всех социальных отраслях одни проблемы. В прошлом году в несколько раз повысили стоимость аренды земли. Как обычно, говорили, что делают это для решения социальных проблем. В результате цены на автостоянках, например, увеличились в два раза, и больше ничего не произошло. Какую социальную проблему решили чиновники этим повышением?

Помните, четыре года назад федеральные власти снизили подоходный налог с тридцати пяти до тринадцати процентов. И в результате доходы бюджета от этого налога не уменьшились, а увеличились в два раза! Повышение налогов далеко не всегда приводит к увеличению денег в бюджете. Это слишком упрощенный подход.

Налогообложение — сложная наука, требующая высокой квалификации и опыта. Цель налогов — стимулировать развитие экономики. Экономисты должны сделать расчеты по разным отраслям предпринимательства: где и сколько нужно взять, чтобы не загубить дело, а наоборот, дать перспективы роста. Только при этом условии мы получим процветающий бюджет.

Если нет в мэрии специалистов такого уровня, давайте обратимся к научному потенциалу республики, ПетрГУ, например. Даже если мы потратим деньги на приглашенных специалистов, это в конечном результате обойдется городу не так дорого, как сегодняшние ошибки финансистов из мэрии.