Экономика Цена сговора: 8 рублей за проезд

Мария Бовина
№41 (488) 05.10.2005

Кого выбираем — так и живем. Эту истину "Карельская Губернiя" не устает повторять своим читателям.

Еще одно подтверждение она получила на прошлой неделе, когда депутат Петрозаводского городского совета Николай Тараканов предложил повысить проезд в муниципальном транспорте до 8 рублей. Соответственно, для льготников цена выросла бы до 4 рублей.

Миллионов не хватает

Все началось с того, что частные перевозчики объявили о подорожании проезда до 12 рублей, а может, и выше. "Карельская Губернiя" провела журналистское расследование и цифрами доказала: в этом повышении нет экономической необходимости. Просто владельцам маршруток их миллионных прибылей уже не хватает — сделали мы вывод.

После статьи телефон редакции разрывался от звонков водителей "Газелей". Одни говорили: "Вам просто повезло с маршрутом. Мы по 25 тысяч не зарабатываем, едва сводим концы с концами". Другие делились и вовсе сенсационными версиями подорожания.

Что ж, мы снова вышли на линию в воскресенье, ближе к вечеру. Под очередную проверку попали еще несколько маршрутов.

Эксперимент показал: да, кое-где зарплата водителей, вероятно, не превышает пятнадцати тысяч рублей. Но почему? Да потому что машин на этих маршрутах столько, что им часами приходится простаивать в очереди. Если бы перевозчики прислушались к советам ГИБДДшников и убрали лишние автомобили с городских улиц, и аварий было бы значительно меньше, и зарплата многих водителей сразу бы увеличилась. Но тогда сократился бы доход держателей маршрутов. Но им, как видно, даже крохи от своих миллионов терять не хочется.

Мэр заставляет?

Пока "Карельская Губернiя" не опубликовала цифры доходов от частного извоза, маршрутчики с неохотой шли на контакт. После статьи их словно прорвало. Оказывается, они всем миром категорически против повышения стоимости проезда! По крайней мере, такую версию сообщили нам несколько собеседников. Водители понимают: как только цены увеличатся, доходы их, скорее всего, уменьшатся. Люди просто перестанут пользоваться маршрутным транспортом. А если кто-то из водил откажется менять таблички с ценниками на своих авто — пополнит ряды безработных.

Неужели владельцы маршруток не понимают, что идут на большой риск?

— Понимают. Это мэр их заставляет повышать цены на проезд, — такую сенсационную версию выдали нам несколько водителей. — Для самих владельцев маршруток это увеличение цены ничего не изменит. План останется прежним. И до прежнего увеличения цен мы платили им от 800 до 1100 рублей в день, и после этого подорожания будем платить столько же. Это выгодно только мэру. Как только проезд в маршрутках подорожает, люди пересядут на муниципальный транспорт. В прошлый раз было то же самое. Мы не хотели увеличивать стоимость проезда, но Виктор Масляков вынудил. Вы только сравните числа, когда в город приходили новые муниципальные автобусы и вырастали цены на проезд в маршрутках. Вам сразу все станет понятно.

Мы не можем проверить слова водителей маршруток. А потому назовем их наговором на нашего честного мэра. Но на всякий случай мы сравнили даты, как советовали нам перевозчики. И действительно, совпадения просто удивительные: в конце июня прошлого года в город приходят новые автобусы, а в середине июля маршрутки дорожают на два рубля. И еще одна загвоздка: время поступления в город очередной партии муниципального транспорта и грядущее подорожание вновь подозрительно совпадают.

Чужими руками...

В нашей прошлой статье "Миллионов не хватает" мы сделали вывод, что аппетиты перевозчиков может остановить только стабильно невысокая плата за проезд в муниципальном транспорте. И тогда же задали вопрос: "Чьи интересы защитит мэрия на этот раз: простых петрозаводчан или миллионеров-частников?" Прошлая сессия Петросовета все расставила по своим местам: мэрия выступает за повышение цены на муниципальном транспорте. Об этом четко было заявлено на сессии — в поддержку "инициативы" депутата Тараканова.

А ведь еще в октябре прошлого года на встрече с населением микрорайона Кукковка Виктор Масляков пообещал не повышать цену на проезд в муниципальных автобусах и троллейбусах в течение трех лет. В конце декабря на пресс-конференции он подтвердил свое намерение. "В ближайшие три года цена на проезд в общественном транспорте Петрозаводска сохранится в размере 6 рублей", — заявил мэр. Трудно сказать, почему после таких обещаний мэр не сумел спасти от экономического краха муниципальный транспорт, который во всем мире живет на дотации. Как сообщил директор Троллейбусного управления Андрей Афанасьев, сейчас "ситуация близка к критической": "Мы уже получили категорическое предупреждение от энергетиков, что, если не будем рассчитываться с текущими платежами, к нам будет применена система ограничений подачи электричества".

Виктор Масляков оказался в неловком положении: сохранить шестирублевый проезд — значит усугубить и без того сложное положение предприятия, расписаться в своей полной несостоятельности "крепкого хозяйственника", повысить плату за проезд — значит нарушить обещание, данное петрозаводчанам. И вот — чудо: с инициативой о повышении стоимости проезда на сессии выступил депутат Николай Тараканов, чье имя непосредственно связывают с одной из фирм-перевозчиков.

Тот факт, что за интересы муниципального предприятия вступился депутат, имеющий отношение к фирмам, работающим на рынке коммерческих пассажирских перевозок, показался странным его коллегам — зачем Тараканову бороться за жизнь конкурента? Ряд депутатов усмотрели в этом закономерную логику. По их предположениям, между частными перевозчиками и администрацией Петрозаводска была достигнута взаимовыгодная договоренность. Это подтверждают и слова первого заместителя петрозаводского мэра. "Администрация поддерживает инициативу о повышении тарифов", — заявил Анатолий Булдаков.

Что получают от этого перевозчики? Шестирублевые троллейбусы — в два раза дешевле, чем маршрутки, — могли бы стать им серьезной помехой, люди просто перестали бы садиться в маршрутки. А повышение цены на проезд в муниципальном транспорте до 8 рублей уравняло бы их шансы заполучить пассажиров — обсуждали на сессии депутаты.

Что получает администрация? Реноме Виктора Маслякова как градоначальника, обещавшего сохранить шестирублевый проезд в городском транспорте, но не сумевшего под давлением депутатского корпуса. Депутаты во всем виноваты!

Спроси своего депутата

Ни один из защитников идеи повышения стоимости проезда не предоставил в распоряжение депутатского корпуса ни одного документа, в котором бы были изложены внятные экономические обоснования данного предложения. На это обстоятельство обратили внимание не только депутаты, но и заместитель прокурора Петрозаводска Глеб Суржко. По его мнению, принимать такое важное решение "с голоса" крайне неразумно.

Открыто в поддержку повышения цены на проезд решились выступить немногие. Печально, что против интересов простых горожан, пользующихся услугами муниципального транспорта и не имеющих в своем автопарке роскошных автомобилей, выступил и только-только избранный заместитель председателя Петросовета Дмитрий Макеев. Дмитрий Макеев предложил поддержать идею повышения цены. Зато было сразу несколько выступлений против: Анатолий Александровский, Лариса Жданова, Михаил Модло, Иван Петров, Владимир Шилик и Геннадий Шехирин взывали к совести своих коллег и просили их не голосовать за рост тарифа на проезд. Их поддержал Евгений Лукин, который потребовал поименного голосования с опубликованием фамилий тех, кто выступал "за", в прессе. К сожалению, поименного голосования не было. А потому мы можем представить горожанам только цифры: из 44 присутствовавших на сессии депутатов 24 проголосовали "за", остальные 20 были или против, или воздержались...

Говорят, этот вопрос будет выноситься и на следующую сессию Петросовета. И так до упора: пока большинство депутатов не проголосуют "за". Но у горожан есть возможность не допустить повышения цены на проезд. Депутаты должны почувствовать, насколько сильно общественное мнение "против". Если общественные организации, которых в городе немало, отправят в адрес Петросовета письма с требованием не допустить роста цен, если они потребуют поименного голосования, если избиратели пригласят своего депутата на встречу и зададут конкретный вопрос: как он голосовал и как намерен голосовать в дальнейшем, — повышения еще можно избежать. А что касается позиции петрозаводского мэра, то ему счет "за проезд" петрозаводчане предъявят будущей осенью на выборах.