Всем давно известно, что вещи отечественного производства носить нельзя. Это дурной тон и безвкусица. "Скороход" и "Красный треугольник", казалось, навсегда отбили у уважающих себя людей охоту даже мерить доморощенные шмотки. Италия, Швеция, Америка — вот страны, где умеют шить одежду. А уж в России, тем более в Петрозаводске, ее не могут делать по определению. Тем неожиданнее будет узнать многим нашим читателям, что в столице Карелии 5 лет изготовлялись качественные и модные джинсы. Продавались по всей России, получали заказы из-за границы. Только вот в нынешнем году предприятие вынуждено было закрыться. Джинсы у нас больше не шьют.
Туркам на удивление
О том, что джинсы "Пульс" выпускаются в России, я знал. Знал я и многих продвинутых молодых людей, уважительно отзывавшихся об этом бренде и не брезговавших носить его наравне с "Левайсом" или "Дизелем". "Пульс" продавался в модных питерских магазинах, и мне даже в голову не приходило, что производятся эти штаны практически здесь за углом — в родимом Петрозаводске, на самой обычной Суоярвской улице. Известно мне об этом стало только сейчас, когда задушенная арендой, налогами и коммунальными платежами мастерская прекратила свое существование.
Идея создания в Петрозаводске своего производства по пошиву джинсовой одежды родилась после достопамятного дефолта. Тогда импортные товары стали для населения дороги и был зажжен зеленый свет для местных производителей. Понижающий коэффициент аренды, льготное налогообложение, бережное отношение со стороны властей — в общем, в это время в стране начала наконец зарождаться нормальная легкая промышленность. Что касается "Пульса", то вначале на одной швейной машинке была пошита маленькая пробная коллекция из десяти вещей, их отвезли в один из модных петербургских магазинов — и оказалось, что создатели товара попали в точку. Уже через год у них работали 20 швей, и они выпускали до двадцати тысяч пар джинсов в год. По среднероссийским меркам это очень серьезная цифра.
Через некоторое время в Петербурге был открыт свой склад, и продукция начала реализовываться по всей стране. Наши петрозаводские джинсы продавались в Ростове-на-Дону и в Уренгое, в Новосибирске и в Ижевске, в Казани и других городах необъятной Родины. "Пульс" выставлялся на международных выставках. Турки удивлялись, как в таких условиях можно выпускать такую классную продукцию? А однажды карельским портным пришло обескураживающее предложение от австрийцев: те просили поставлять в Австрию по два контейнера петрозаводских джинсов ежемесячно. Это еще раза в три больше, чем "Пульс" на тот момент производил. От предложения пришлось отказаться, так как при таких объемах неизбежно пришлось бы пожертвовать стильностью — а именно стильность и современность являлись основными критериями, которые петрозаводчане определили для своего производства.
Нам бы чего попроще
Спрашивается, почему пришлось свернуть такое славное дело? Как нам объяснили уже бывшие производители "Пульса", в первую очередь это произошло из-за недальновидного отношения городских властей к местному производству.
Буквально сразу после прихода на хозяйство нынешнего руководства мэрии был отменен закон о льготах для производителей. Аренда увеличилась более чем в десять раз. С 7 рублей за квадратный метр она поднялась почти что до 80. И, главное, по существующей практике аренда с ними заключалась не более чем на один год. То есть ежегодно при перезаключении договора плата увеличивалась, а то и вовсе производство могли выставить на улицу. Каждый поход в УМИ сопровождался нервотрепкой и был сопряжен с проблемами. Людям практически прямым текстом говорили, что, если им чего не нравится, они могут поискать себе место за городом.
Сегодня в стадии упадка находятся "Онежские зори" (из сотен работников там остались человек 20), "Северянка", Дом мод. Не говоря уже о том, что у людей пропала заинтересованность в том, чтобы открывать новые производства. Производить намного хлопотнее, чем продавать, и при отсутствии льготного отношения со стороны властей производство теряет всякий смысл. По словам экономистов, последние три года у нас действительно наблюдается явное преобладание сферы обслуживания над производственной сферой. Производство уже отстает, и тенденция эта не думает снижаться. Вызвано же это в первую очередь тем, что власть недальновидна. Сиюминутные деньги от торговли ей понятнее, чем открытие новых рабочих мест, как следствие — повышение покупательной способности, что в конечном итоге дает толчок к развитию той же самой сферы обслуживания только на более высоком и прибыльном уровне. Столь "сложная" цепочка для нынешних "городских хозяйственников", видимо, слишком тяжела.
P.S. Мы обратились в Управление муниципальным имуществом, чтобы узнать, почему у города сегодня столь жесткое и недальновидное отношение к производственникам? Почему, например, "Северную" гостиницу можно отдавать в аренду на 49 лет, а договор с производителями хорошей одежды заключается только на год? Ведь десятки людей "благодаря" такой политике теряют рабочие места. На это начальник отдела аренды Юрий Лесонен ответил, что НИКАКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДЖИНСОВ "ПУЛЬС" ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧТО СРОКИ АРЕНДЫ РАССМАТРИВАЕТ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩАЯ КОМИССИЯ И ЧТО БОЛЬШЕ ОН НИКАКИХ КОММЕНТАРИЕВ ДАВАТЬ НЕ БУДЕТ. Да по большому счету больше никаких комментариев и не нужно. Лучше уже и не скажешь.