
За четыре года квартиры в поселке Пиндуши Медвежьегорского района подорожали в три и более раза. Причина одна – прекратился отток населения. Молодежь перестала искать счастья на стороне, ведь, как гласит старинная поговорка, "от добра добра не ищут". А добром для жителей поселка стало открытие завода "Карелия ДСП", который начал производить древесно-стружечные плиты.
Немного истории
Решение о строительстве завода было принято еще в годы советской власти. Начали его строить в сентябре 1989 года и планировали запустить в 1993 году. Однако развал Советского Союза не позволил этим планам осуществиться. Возведенные корпуса завода долгие годы возвышались на окраине п. Пиндуши, навевая тоску на жителей своей заброшенностью.
Десятилетию запустения пришел конец в 2000 году, когда новые собственники завода решили запустить его. В давно покинутых цехах и на стройплощадках закипела работа. В самом начале XXI века в Пиндушах началась новая жизнь – в мае 2001 года завод "Карелия ДСП" выпустил свою первую древесно-стружечную плиту-основу. В январе 2002-го начался выпуск ламинированных плит.
Получая свою первую зарплату на заводе, женщины из поселка Пиндуши порой не могли сдержать слез. До такой степени замучили их безработица, безысходность и хроническое безденежье. Сейчас многое изменилось. На заводе работают примерно 300 человек из поселка, еще 400 человек приезжают в Пиндуши на заводском транспорте из Медвежьегорска, Повенца, Сосновки, Лумбушей. Средний возраст работников завода – 28 лет. Заработная плата, по медвежьегорским меркам, весьма приличная – в среднем работники получают 8613 рублей в месяц.
В самих Пиндушах стали строиться магазины, увеличилась рождаемость, родители отправляют детей на учебу в вузы и техникумы, заводские рабочие, уверенные в завтрашнем дне, не боятся брать кредиты на покупку дорогостоящей техники.
— Если бы вы летом к нам приехали, то увидели, что на стоянке перед заводом до шестидесяти машин собирается, – говорит директор завода "Карелия ДСП" Василий Иванович Бас. – Мы хоть и возим всех на работу бесплатно заводским автобусом, но многие уже предпочитают ездить на своих машинах.
Уверенность работников в стабильности работы предприятия появилась не на пустом месте. Проектная мощность завода – выпуск 110 тысяч кубометров древесно-стружечной плиты в год. В 2004 году завод произвел 123 тысячи кубометров. Заламинировать планировалось 5,5 млн квадратных метров плиты, заламинировали 6,2 млн. Возможным такое стало благодаря грамотному персоналу завода, доработке оборудования и… рационализаторским предложениям, поступающим от работников. Их на заводе так много, что даже создана комиссия по рационализаторским предложениям. И в отличие от советских времен, когда за каждую "рацуху" платили авторам стандартный червонец, на заводе "Карелия ДСП" платят вознаграждение, размер которого зависит от экономического эффекта, полученного от рацпредложения. Уже планка вознаграждения, достигнутая рационализаторами, – 3 тысячи рублей.
Природоохрана
В цехах завода, по которым мы проходим с директором по производству Игорем Витальевичем Борисовым, – чистота и порядок. Абсолютно такие же, как на заводах и фабриках Финляндии. Российских и карельских примеров привести не могу, не встречалось мне на наших предприятиях ничего подобного. Пиндуши – приятное исключение из правила, что на нашем производстве чисто не бывает.
С особой гордостью Игорь Витальевич демонстрирует новенькие очистные сооружения, построенные заводом. Их предназначение – очистка стоков ливневой канализации. Затраты на их строительство превысили три миллиона рублей. Всего же на природоохранные мероприятия заводом только в прошлом году было истрачено 4 млн рублей, в этом году запланированная сумма еще больше. Оно и понятно, производство древесно-стружечных плит связано с формальдегидом, представляющим опасность для окружающей среды, а потому на природоохранные мероприятия средств на заводе не жалеют.
На самом пике борьбы за чистоту окружающей среды находится центральная заводская лаборатория. Руководит ею Светлана Евгеньевна Якимюк. Лаборатория контролирует весь технологический процесс изготовления древесно-стружечных плит, начиная от сырья и заканчивая готовой продукцией. Также в ее задачи входит контроль за состоянием сточных вод и атмосферного воздуха. Сточные воды проверяются по четырнадцати показателям. Большое внимание уделяется содержанию в них формальдегидов. Особых проблем нет. Концентрация вредных веществ не превышает уровень ПДК (предельно допустимая концентрация).
Правда, летом этого года при проверке воды в Онежском озере в районе сброса сточных вод очистными сооружениями Пиндушского жилищно-эксплуатационного комбината было установлено превышение ПДК, в частности, по фенолу и формальдегиду. И на завод "Карелия ДСП" посыпались обвинения в загрязнении озера.
— Я еще могу принять критику в отношении формальдегида, – говорит директор завода Василий Бас. – Но фенол вообще не используется при производстве древесно-стружечных плит. Поэтому мы просто не можем быть виновными в выбросе данного вещества в Онежское озеро. Да и формальдегид не попал бы туда, если бы муниципальные очистные сооружения, на которые сбрасываются воды из умывальников и душевых, работали так, как надо.
Тут надо сказать, что очистные сооружения Пиндушского жилищно-эксплуатационного комбината уже давно работают лишь как отстойники, в которых задерживается только крупный мусор, вся отрава преспокойненько их минует. Здесь не работают ни аэрофильтры, ни хлораторная, ни реагентное хозяйство. Администрацию района эта проблема, видимо, не волнует. Как выяснили местные журналисты, чиновники администрации обратились в правительство республики с просьбой помочь в финансировании ремонта очистных сооружений только летом нынешнего года, когда прокурор района прямо указал в своем представлении на бездействие администрации: "Прокуратурой района в 2004 году вносилось представление в адрес главы местного самоуправления, однако дальше создания комиссии по выработке планов дело не пошло".
— Думаете, только в этом деле мэрия проявляет нерасторопность? – говорит директор по производству Игорь Борисов. – Мы уже не один год не можем решить вопрос по вывозу отходов с предприятия. И все потому, что в районе нет ни одной санкционированной свалки. Ни одной! Вот почему в любом месте в лесах под Медвежьегорском можно встретить горы мусора. И кто в этом виноват?
Действительно, можно сколько угодно бороться за чистоту окружающей среды, но если не определил, где сваливать мусор, если не отремонтировал очистные сооружения, то среда все равно будет загрязняться. И не помогут здесь ни громогласные обвинения всех и вся, ни различные проверки. Надо просто делать дело.
Социалка
— Мы со своей стороны готовы к любому сотрудничеству с местной администрацией в вопросах природоохраны, – ответственно заявляет директор завода Василий Бас. – Мы никогда не отказывались помочь в решении самых различных проблем и признаем, что бизнес должен быть социально ответственным. Наше предприятие реализует несколько социальных программ. В частности, совсем недавно мы купили стиральную машину Пиндушскому детскому саду, подарили стулья школе. В преддверии 60-летия Победы в Великой Отечественной войне мы привели в порядок братскую могилу в поселке, сделали подарки всем пиндушским ветеранам войны.
Кстати, в плане социальной поддержки своих рабочих многим предприятиям Карелии, да, пожалуй, и всей России, есть чему поучиться у "Карелия ДСП". Кроме уже упоминавшейся бесплатной доставки рабочих к месту работы и обратно, предприятие кормит их в течение дня бесплатным горячим обедом, каждый месяц выделяет четыре двухнедельные путевки в санаторий "Марциальные воды", возит на концерты и спектакли в Петрозаводск, в бассейн в Сегеже, содержит волейбольную и футбольную команды, за счет предприятия обучает 15 молодых людей в вузах и техникумах, весной делает всем работникам прививки от энцефалита, а осенью – от гриппа, выплачивает единовременные пособия по случаю рождения ребенка, свадьбы, юбилея. И это еще не полный перечень социальной работы на предприятии.
На территории завода "Карелия ДСП" высятся штабеля осины и некондиционной сосны. В производство идет примерно 70 % осины и 30 % хвойных пород деревьев. Из этой древесины, что всегда шла у нас в Карелии только на дрова, а порой и просто бросалась и сжигалась в лесу, завод делает мебельные плиты, которые охотно покупают не только в Карелии, но и в Петербурге, Москве, Алма-Ате. По качеству эти плиты соответствуют евростандартам. В том числе и по токсичности. Брака практически не бывает, поэтому даже для упаковки готовой продукции идет кондиционная плита, некондиционной попросту нет.
Своей деятельностью завод "Карелия ДСП" наглядно демонстрирует, что от разговоров об углубленной переработке древесины у нас в республике наконец-то перешли к делу.
