Политика Предварительный диагноз: коррупция?

Дмитрий ШАТРОВ
№45 (492) 02.11.2005

Подробности новой скандальной истории, связанной с городской собственностью, получили официальную огласку несколько дней назад, на заседании Контрольной комиссии Петросовета. Похоже, в Петрозаводске больше нет муниципальных аптек, так как еще 3 августа помещения всех пятнадцати аптек МУП "Фармация" были сданы в долгосрочную аренду частной фирме.

Изначально схема сделки как две капли воды походила на ту, которая использовалась в случае с гостиницей "Северная". Буквально ниоткуда появляется фирма под названием "Петрофарм-2000", которая, не проработав ни одного дня на ниве фармацевтики, получает от мэрии роскошные подъемные — помещения всех муниципальных аптек общей площадью четыре тысячи квадратных метров за символическую арендную плату! Получает очень быстро, едва успев подать заявку и, конечно же, вне конкурса. Все проходит без лишних шума и свидетелей за плотно закрытыми дверями петрозаводской мэрии.

Однако схема, безупречно сработавшая с гостиницей, на этот раз дала сбой: история получила огласку слишком рано, еще до того, как были поставлены последние подписи. Кроме того, крайне интересные подробности сделки стали известны депутатам Петросовета, которые в свою очередь подключили прокуратуру. Да еще здорово подвел "арендатор" — за три месяца, прошедших с момента получения договора аренды, он так и не смог начать работу. Похоже, откусив изрядный кусок муниципальной собственности, на этот раз его просто не смогли переварить.

Зайдите в "Ремедиос"

Когда вы в последний раз покупали лекарства в муниципальной аптеке? Лучше сразу отправиться к коммерсантам или в "Карелфарм". Так говорят сами сотрудники муниципальных аптек: "Этого препарата нет, когда появится, не знаем, зайдите в "Ремедиос", здесь недалеко". С сентября муниципальные аптеки фактически не обслуживают льготников — в наличии нет самых необходимых лекарств. Такая картина наблюдается не в одной, не в двух — а сразу во всех пятнадцати аптеках МУП "Фармация". Три последних месяца предприятие лихорадит — поставщики прекратили отпуск лекарств "Фармации", напуганные слухами о предстоящем то ли банкротстве, то ли некой реорганизации. Сотрудники "Фармации" получают уведомления о переходе на неполный рабочий день или отправляются в отпуск без содержания. В коллективе, где трудится около 200 человек, — уныние и тревожное ожидание перемен. Плохих перемен, как считают сами сотрудники. "Все началось в августе, — говорит одна из работниц "Фармации", специалист с пятнадцатилетним стажем работы, попросившая не называть своей фамилии, — когда мэрия сдала в аренду наши помещения фирме "Петрофарм-2000". Говорят, хозяева там какие-то москвичи. Мы не знаем, что с нами будет, наверное, ничего хорошего. Боимся сокращений. Может быть, хозяевам захочется закрыть аптеки и начать торговать водкой, например? Нас по сути дела продали москвичам. Ведь аптеки без помещения не бывает, а помещения у нас отобрали".

А ведь, по оценкам специалистов, последние несколько лет "Фармация" была признанным лидером городского рынка фармацевтики по количеству и торговым площадям аптек, ассортименту товаров и услуг, квалификации персонала. Муниципальное предприятие, как и положено, регулярно отчитывалось о результатах деятельности. Этим летом, в частности, "Фармация" получила два официально задокументированных подтверждения успешности своей работы. На летней сессии Петросовета председатель Комитета по здравоохранению Олег Лексунов докладывал депутатам, что МУП "Фармация" не только "успешно справляется с решением социальных задач по снабжению населения лекарствами, но и работает с прибылью". Рентабельность и финансовая успешность предприятия зафиксированы и в постановлении Виктора Маслякова от 24 июня этого года. То есть еще этим летом, точнее в июне, с "Фармацией" все было хорошо и никаких предпосылок для банкротства либо применения других радикальных мер не существовало. Тем неожиданнее было известие, что решением мэрии от 3 августа 2005 года помещения всех пятнадцати аптек сданы в долгосрочную аренду. Фактически это означало, что прибыльное муниципальное предприятие в скором времени перестанет существовать.

Арендатор, представьтесь!

"Петрофарм-2000" — фирма, получившая в аренду помещения бывших муниципальных аптек, появилась на свет в марте этого года. Единственным учредителем в ней числился некий Андрей Николаевич Грачев. Тех, кто имеет отношение к фармацевтике, просим не напрягать память — имя Грачева вам вряд ли известно. Так как до нынешней весны Андрей Николаевич был знаком с аптеками и аптечным делом примерно как все мы, то есть приходил за лекарствами в случае нужды. А вот в прокуратуре Прионежского района его, возможно, еще помнят. До недавнего времени Андрей Грачев работал заместителем прокурора района в полном соответствии с имеющимся юридическим образованием. Чужая душа — потемки, и сложно порой бывает объяснить, что подвигает человека в довольно зрелом возрасте так круто менять профессию. Из юристов — в фармацевты, согласитесь, довольно радикально. Однако случилось именно так. Впрочем, в одиночестве азы профессии Грачев осваивал недолго. В июле он передает 99% уставного капитала своего предприятия московской фирме "Мостмедсервис", оставив себе всего один процент. Итак, суммируем весь багаж достоинств фирмы "Петрофарм-2000". Уставный капитал в размере 10 тысяч рублей, документы о регистрации фирмы — печать, и больше ничего. К моменту получения от мэрии сверхвыгодной аренды "Петрофарм-2000" не имела ни опыта работы хотя бы с одной, самой захудалой аптечкой, ни даже собственного офиса (кстати, его нет и сейчас, фирма зарегистрирована по месту жительства Грачева). И самое удивительное — к моменту получения права аренды "Петрофарм" не имела даже лицензии, дающей право продавать лекарственные препараты!

А теперь — об условиях аренды. За право в течение десяти лет единолично распоряжаться бывшими муниципальными аптеками — отлично оснащенными помещениями в лучших местах города — мэрия попросила от "Петрофарма" весьма и весьма скромную сумму — двадцать пять рублей за один квадратный метр. Причем даже эту смешную цифру сразу же уменьшила наполовину, в счет будущих (возможных) расходов на ремонт. Те, кто знаком с городскими ценами на аренду, прекрасно понимают, что иначе как символическими эти цифры не назовешь. Для сравнения: помещения на Октябрьском проспекте стоят около 100 рублей за метр. В центре города цена за арендованный муниципальный метр поднимается до 200 рублей.

Коллективная амнезия

Что же заставило мэрию нагородить весь этот огород? Зачем нужно было уничтожать благополучное муниципальное предприятие, исправно снабжающее нас всех лекарствами, а городской бюджет —деньгами? Что за приступ необъяснимой любви случился у городской администрации к "Петрофарму"? Откуда вообще взялась эта фирма и какую роль она должна была выполнить в этой истории? Вряд ли заглавную, скорее вспомогательную. Тот, кто все это срежиссировал, явно обладал значительными полномочиями и влиянием, намного превосходящими возможности бывшего помощника прокурора. Кто на самом деле должен был получить основные дивиденды от сделки?

На заседании Контрольной комиссии депутаты Петросовета уже пытались разобраться в этом, увы, безуспешно. Представители администрации, приглашенные на комиссию, ни на один вопрос не смогли дать вразумительного ответа, так как ничего не помнили. Представляете, вообще ничегошеньки! И напрасно спрашивал председатель комиссии Анатолий Александровский: "Кто принимал окончательное решение по аренде?" Ни первый заместитель мэра Анатолий Булдаков, ни председатель КУМИ Борис Васильев не могли припомнить, кто же это был-то в самом деле. Кроме этого, бесспорно интересного вопроса, представители администрации "забыли" также, кто именно привел фирму "Петрофарм" в мэрию и проталкивал эту сделку, ведь ребенку понятно, что зашедшим с улицы дядям просто за красивые глазки такие договоры не дарят. Не могли вспомнить и объяснить чиновники и того факта, что отдали все городские аптеки фирме, даже не имеющей лицензии. Не могли дать ответа на вопросы, чья подпись стоит под постановлением о сдаче в аренду помещений, почему не был объявлен открытый конкурс? А глава города Виктор Масляков вообще не появился на заседании Контрольной комиссии, хотя и был приглашен туда заблаговременно. "Ну просто цирк какой-то, или мы имеем дело с коллективной амнезией", — подвел итог член комиссии Иван Петров. Возможно, сотрудникам прокуратуры, которым предстоит разбираться с этой мутной историей дальше, удастся добиться большей откровенности от руководителей городской администрации.

Бюджету не нужны 100 миллионов?

Однако кое-какие предварительные версии можно построить уже сейчас. Все станет гораздо понятнее, если мы вспомним о федеральном законе, по которому все мэрии страны обязаны провести приватизацию муниципальных коммерческих предприятий до начала 2008 года.

Кстати, очень правильный закон, при добросовестном исполнении которого достигаются сразу две вполне разумные цели. Чиновники максимально удаляются от бизнеса и занимаются только городскими заботами — уборкой дорог, освещением улиц, больницами и школами. А чем дальше посадишь чиновника от коммерции, тем меньше будет у него соблазнов в жизни. Например, пофокусничать с городским имуществом. Второй плюс приватизации — небогатые муниципальные бюджеты получают значительные суммы, вырученные от продажи имущества. Но в бюджет эти деньги попадут, только если имущество действительно продается на открытом конкурсе по максимальной цене. Вот, к примеру, сколько могло бы стоить МУП "Фармация", выставленное на конкурс? По оценкам экспертов, только право аренды стоило бы около 60 миллионов рублей. А стартовая цена продажи — не менее 100 миллионов. И если из городского бюджета эти суммы исчезли, то в чьем бюджете они появились? Мы же помним из школьного курса физики, что если в одном месте убывает, то в другом обязательно появляется. Ой как хочется узнать, что это за место! Кто придумал эти черные дыры, в которых в последнее время регулярно исчезают немаленькие куски городского имущества? Кстати, принадлежащего, согласно Уставу города, всем нам, жителям Петрозаводска.

Темы сомнительных сделок с муниципальным имуществом обсуждаются на страницах газет уже почти месяц. Свое отношение к происходящему обозначили многие местные политики и руководители. Но, заметьте, ни одного комментария мы до сих пор не услышали из уст Виктора Маслякова. А многим было бы интересно именно его мнение по поводу методов управления муниципальным имуществом в нашем городе. Кому как не мэру Петрозаводска нести ответственность за это? В данной ситуации просто отмалчиваться, в надежде остаться в стороне, наверное, не самая удачная стратегия защиты.