Криминал Звонок другу от лоха

Илона РАДКЕВИЧ
№46 (493) 09.11.2005

— Вас беспокоит рекламная служба "Русского радио". Мы проводим акцию с компанией "МТС". Ваш номер телефона выиграл. Чтобы получить приз — сотовый телефон, купите три единые карты оплаты (на 5 или 10 долларов), сотрите на них защитный код, но цифры с карточек себе в телефон не вводите — продиктуйте их нам, по нашему телефону...

Такая "разводка" снова появилась в Петрозаводске. "Русское радио" и МТС, понятно, к акции не имеют никакого отношения. А суть "развода" проста: вы дарите мошенникам деньги, которые тратите на покупку телефонных карт, потому что диктуете им доступ к ним. Вот и все. Подобный лохотрон уже действовал у нас полтора года назад. Тогда звонки были в основном из Коми, из тамошних мест заключения.

А вообще в последние годы у нас с "разводками" спокойно.

— Во всяком случае, к нам абоненты с жалобами на мошенников не обращались, — говорит директор отделения "МегаФон" Алексей Артемьев. — Чаще всего жалуются, что они по столичному номеру отправили смс для получения мелодии, а в ответ ничего не получили. Мы проверяем: если исходящее смс с запросом зарегистрировано, а ответ на него не получен, разбираемся и доставляем абоненту заказ.

В июле по городу стремительными темпами распространился слух о том, что абоненты "МегаФона" могут просто так получить себе на счет десять баксов, которые нужно истратить за три дня. Желающих оказалось безумное множество. Они действительно целых три дня наслаждались "халявными" деньгами, после чего эти деньги с их счетов благополучно списывались.

— Здесь нет элемента мошенничества, — говорит Алексей Артемьев. — Просто на сайте появилась информация, что абонентам "МегаФон" представляется возможность при необходимости получить на счет "виртуальные" десять долларов, рассчитаться за которые нужно в течение трех дней. Раньше за такой услугой нужно было приходить в офис. Летом "МегаФон" систему упростил.

— Кто-то первый, не разобравшись в условиях, попробовал, получил на счет десять долларов, и "пошла волна", — предполагает Алексей Артемьев. — Информация о "халяве" передавалась словесно, рассылалась с помощью смс. Все это делали сами абоненты. Это длилось три дня. В первые два дня запросов на виртуальный платеж в десять долларов было еще не очень много, на третий день был просто вал сообщений. А потом эти деньги, естественно, стали списываться со счетов.

В крупных городах есть и такой "прикол". Звонят с незнакомого номера, представляются родственником и говорят, что попали в неприятную ситуацию — например, в дорожную аварию. Несхожесть голоса объясняют сломанной челюстью, шоком или плохой связью. Звонят с чужого телефона, потому что на своем села батарейка. И нужно бы пополнить счет на телефоне отзывчивому человеку: купить карточку экспресс-оплаты и положить эти деньги на соответствующий счет. Иногда мнимый родственник просит передать посредникам деньги — чтобы уладить конфликт с ДТП на месте.