Политика Девлет Алиханов: "Достанутся ли горожанам шесть миллиардов?"

Дмитрий ШАТРОВ
№46 (493) 09.11.2005

Некрасивые сделки с гостиницей "Северная" и сетью городских аптек "Фармация", совершенные петрозаводской мэрией, — вовсе не случайные эпизоды, такое официальное заявление сделал известный предприниматель и депутат карельского парламента Девлет Алиханов, председатель общественной организации "Попечительский совет Древлянки". По его мнению, это лишь начало второй волны "черной приватизации", которая вскоре захлестнет наш город. Если не принять срочных мер, жители Петрозаводска окажутся обманутыми на колоссальные суммы. Депутат ЗС направил письмо в адрес главы республики Сергея Катанандова и полномочного представителя президента по Северо-Западу Ильи Клебанова — с требованием без промедления взять ситуацию под личный контроль и остановить разграбление городского имущества. Мы попросили автора письма Девлета Алиханова поделиться с нашими читателями своими тревогами о том, что происходит с городской собственностью.

— Вторая волна приватизации — эти слова замелькали сейчас в центральных СМИ подозрительно часто. Однако еще слишком свежи воспоминания о пресловутой первой приватизации. По большинству российских семей она буквально проехала бульдозером. Что принесет нам вторая?

— Приватизация 90-х годов не скоро забудется. Несколько десятков расторопных ребят в одночасье стали хозяевами фантастических ценностей — сырьевая отрасль, машиностроение, нефтяника, энергетика, мощнейшие промышленные предприятия. Все, что восемьдесят лет строила огромная страна, досталось кучке шустрых умников. А больше половины населения России на долгие годы оказалось за чертой бедности. Приватизация второй очереди, то, о чем вы говорите, — это передача муниципальной собственности и предприятий, а также системы ЖКХ в частные руки. Согласно федеральному закону все, чем сегодня владеют муниципалитеты, должно быть продано с открытых торгов до начала 2008 года. И суть закона вполне разумна.

— Десять лет назад нам говорили примерно то же. Однако в результате мы получили по тощему ваучеру на брата и большому чувству неудовлетворенности на всех вместе.

— Передав муниципальное имущество в частные руки, мы, во-первых, ограничиваем возможности коррупции чиновников мэрии. Ведь процветает же это явление и конца ему не видно. Поборы везде и по любому поводу. А как иначе, если от закорючки чиновника зависит все: от пустячной справки до разрешения на строительство. А во-вторых, закон вовсе не обязывает все городское имущество раздавать направо и налево за бесплатно. Объекты должны продаваться только на открытых конкурсах, по максимальной цене, в законе это все подробно расписано. Другой такой возможности быстрых и мощных вливаний в муниципальные бюджеты больше никогда не будет. Этих средств хватило бы, чтобы решить проблемы, копившиеся годами.

— О каких суммах идет речь, хотя бы приблизительно?

— В Карелии 70-80 процентов имущества, подлежащего приватизации, сосредоточено у нас в Петрозаводске. В денежном выражении — это приблизительно пять-шесть миллиардов. Три годовых бюджета города! Причем львиная доля денег в годовом бюджете уходит на зарплаты. А здесь — шесть миллиардов в чистом виде. Это огромные возможности! На эти деньги можно было бы отремонтировать, причем не абы как, а качественно, все городские дороги, расселить ветхий фонд — ведь другая такая возможность может не появиться еще десятки лет. Жилищные программы можно было бы запустить по-серьезному — у нас только очередников больше двадцати тысяч, а реально нуждающихся в жилье гораздо больше. Однако есть все основания опасаться, что колоссальная сумма вместо бюджета города разойдется по чьим-то карманам. Похоже, у горожан их просто свистнут. Ведь мы миллион примеров можем привести, когда даже очень хорошую и правильную суть закона исполнители на местах "поправляют" так, как им это выгодно.

— Теперь, пожалуйста, подробнее. Из миллиона примеров — самые интересные из петрозаводской действительности.

— Гостиница "Северная", "Фармация" — все, что сейчас творит администрация, отдавая лучшие городские объекты в долгосрочную аренду, — это называется преднамеренное обесценивание имущества накануне продажи. Смотрите, что получилось с "Северной". Если бы она не была сдана в аренду на 49 лет, ее можно было бы продать через аукцион примерно за 150 миллионов. Причем, подчеркиваю, продажа с аукциона гарантирует, что вся сумма попадает прямиком в бюджет города, а не какому-то умному дяде. После обременения арендой "Северную" все равно выставят на продажу — это требование закона. Но получить за нее можно будет теперь пять-десять миллионов от силы. В минусе — 140 миллионов. Где их теперь искать, вы не знаете? Все делается так быстро, что большинство горожан даже не успевают понять, что происходит. Они читают в вашей газете, например, про "Северную". Понимают, конечно: кто-то что-то в очередной раз схимичил, но не соотносят это с собственной жизнью. А напрасно. Сейчас я переведу 150 миллионов в ценностный эквивалент, понятный каждому. У нас в городе хватает спортивных объектов? Стадион "Юность" уже четыре года строим, все никак не достроим. На весь город — всего один бассейн. И цены на билеты там такие, что далеко не каждый может позволить себе отправить ребенка поплавать. А стоимость строительства одного модульного спортивного комплекса с плавательным бассейном — 16 миллионов рублей. Итого — от одной "Северной" мы могли бы получить 9 бассейнов! В каждом районе, включая Соломенное, Сулажгору и так далее. Вот что потеряли горожане. Или, возьмем, "Фармацию" — это еще 100 потерянных миллионов. Теперь вспомните общую сумму всего городского имущества — шесть миллиардов рублей и переводите их на что хотите — на качественные дороги, дома, социальные объекты. При этом не забудьте добавлять частицу "не": неотремонтированные дороги, непостроенные дома. Да вспомните ЖКХ. Огромный, прибыльный платежеспособный сектор городской экономики ушел стараниями мэрии в руки трех частников, да так ловко и быстро, что горожане даже не успели ничего понять толком. А там ведь огромные деньги, вполне сопоставимые с годовым бюджетом города.

— Однако, весело, просто второй "великий хапок"! В таких случаях обычно интересуются: а куда смотрит прокуратура? Почему депутаты городского Совета нечего не предпринимают?

— Во многих регионах сделали выводы из негативного опыта первой приватизации. Депутаты там приняли местные положения, законы, которые ограничивают аппетиты чиновников и бьют по рукам всех, кто пытается нагреться на имуществе, принадлежащем всем горожанам. В Петрозаводске согласно Положению об управлении муниципальным имуществом все отдано на откуп чиновникам мэрии. Все рычаги и неограниченные полномочия только у них. Именно поэтому прокуратура не вмешалась в сделку с гостиницей "Северная". И на депутатские запросы отвечает в том смысле, что, ребята, по сути-то изложенных жалоб мы с вами согласны, но, пока вы не поменяете городские правила, невозможно что-либо сделать.

Депутаты Петросовета действительно пытались создать новое Положение. Полтора года назад на одной из первых сессий нового созыва они приняли новое Положение об управлении муниципальной собственностью, которое сильно урезало полномочия мэрии. Помня о том, что на носу приватизация, депутаты налагали запрет на долгосрочную аренду. И комиссия по аренде, согласно новому документу, наполовину состояла бы из депутатов — сейчас в нее входят только чиновники. При новом Положении администрация не могла бы единолично распоряжаться городским имуществом, и ни "Северная", ни "Фармация" не были бы отданы неизвестно кому.

— Отличный документ!

— Очень нужный городу. Но петрозаводская администрация сразу поняла его опасность для себя. И сделала все, чтобы новое Положение не обрело законную силу. Сначала мэр наложил на него вето, затем было несколько попыток сорвать сессию. В конце концов у мэрии все получилось. Сработало старое правило "Разделяй и властвуй". Мне известны факты, когда на депутатов оказывается давление руководителями администрации Маслякова — самыми разными способами. Часть депутатов — бюджетники, следовательно, все их прямые начальники сидят в мэрии. И предпринимателю очень даже легко осложнить жизнь, если ты мэр города. Кто-то может выдержать, кто-то нет. На Евгения Журавлева, осмелившегося поучить мэра арифметике, спустили всех собак. На его предприятии — внеплановые проверки, все из муниципальных ведомств. В подотчетных мэру СМИ из депутата пытаются сделать страшилку для детей, такого злого и жадного дядю, который не хочет платить налог на вмененку и обездоливает этим много-много хороших людей. Да неужели нормальный грамотный человек поверит в такую ахинею? Диалог между экономистами мэрии и депутатами (кстати, Журавлев имеет кандидатскую степень по экономике) идет в таком ракурсе. Мэрия говорит: "Предприниматели будут платить по максимуму, никуда не денутся, мы за бюджет, наше слово последнее!" Депутаты отвечают: "Ребята, почитайте учебники. Максимальный налог и полный бюджет — не одно и то же. При таком налоге платить будет некому". Кстати, двадцать раз упомянули корыстный интерес депутата-предпринимателя Журавлева, якобы держателя огромных торговых площадей. А что его магазин к вмененке вообще никакого отношения не имеет, забыли вспомнить. Всеми силами стараются создать у горожан образ врага: если депутат и бизнесмен — ясное дело, своекорыстный и бессовестный, только и глядит, как бы чего пролоббировать себе на выгоду.

— А на самом деле они все белые, пушистые и бескорыстные?

— На самом деле депутаты все разные. Но есть в Петросовете ядро, человек двадцать, которых мэрии трудно уговорить или запугать. И все хитрости петрозаводских чиновников с муниципальной собственностью стали известны общественности только благодаря этим депутатам. Сейчас в некоторых СМИ, на мой взгляд, идет целая кампания по дискредитации депутатов. Я считаю, что это запугивание депутатского корпуса: дескать, кто не будет голосовать, как мэр велит, мы того грязью обольем. И, конечно, мэрии очень удобно, когда под рукой всегда есть стрелочник. У нас в городе этот стрелочник — депутаты. Кто-то ведь должен отвечать за все городские беды! Мэр? Но многие уже увидели: в самых сложных ситуациях и по самым сложным вопросам мэр не готов нести ответственность. Я считаю, что это просто не по-мужски! Не по-мужски перекладывать ответственность на чужие плечи, прятать голову в песок. Захотел стать мэром, никто на аркане не тянул — так и смотри людям прямо в глаза и отвечай. Вспомните хотя бы последний случай с газом — это же просто анекдот! Три года администрация не может разрешить конфликт с "Карелгазом", три года петрозаводчане сидят зимой с холодными плитами и колонками. Администрация города и лично Масляков в этой ситуации просто опозорились со страшной силой, я так считаю. Три года грозили кулаками и заявляли, что поставят зарвавшегося монополиста на место. И после всех громких заявлений с треском проиграли все суды "Карелгазу". На кого стрелки перевести? Естественно, на Петросовет. Ага, злыдни-депутаты газопровод перегрызли, а депутаты-бизнесмены, как самые главные злыдни, грызли быстрее других! Вместо того чтобы сотрясать воздух, Масляков должен был ускоренными темпами подключать дома к природному газу. Это — единственное решение газовой проблемы, и об этом не раз говорили в прессе и на сессиях мэру и депутаты, и специалисты. Ведь газопровод открыли четыре года назад, так чего ждет мэрия? Протянуть трубы — не такие уж непосильные затраты. Домов за это время подключили самый мизер. Зато мэр не забыл про дружественное предприятие "Славмо", оно уже давно работает на природном газе.

— Это не только ваше мнение, многие наблюдатели видят, что мэрия пытается ослабить депутатский контроль за своими действиями. Мэр накладывает вето на положение, которое мешает его подчиненным своевольно распоряжаться городской собственностью. К чему все это нас приведет?

— Я вот хорошо помню, как Виктор Масляков гневно выступал по поводу того нового положения о собственности, которое пытались принять депутаты. Убедительно так говорил, я сам чуть было не поверил. Дескать, не отдам городское добро на разграбление депутатам-бизнесменам, и все тут. Видимо, тогда уже были иные планы насчет того, кому и что отдать? Что мы еще можем подумать теперь, после "Северной" и "Фармации"? Естественно, при заключении таких сделок мэру нужно держать депутатов подальше. Петросовет второй год не может вытащить из мэрии реестр городской собственности. Чиновники заняли круговую оборону и на все депутатские запросы отвечают хором: "Идите работайте в своих округах, а с собственностью и без вас разберемся". Нужно признать, у них это неплохо получается. Все сливки с городского имущества — я теперь в этом убежден — будут собраны и уйдут мимо бюджета. В результате несколько человек в Карелии станут очень богатыми людьми, новыми олигархами второй волны. Бюджет не получит ничего, жители города — тоже.

— Если ни прокуратура, ни городской Совет не могут остановить мэрию, получается, выхода нет? Бюджету города никогда не увидеть этих гигантских сумм от приватизации?

— Я надеюсь, что вмешательство губернатора и федеральных властей все же возможно. Законодательное собрание и губернатор в первую очередь должны хотя бы принять тот факт, что в Петрозаводске идет скрытая "черная" приватизация, последствия которой мы не сможем уже никогда исправить. Если губернатор не остановит беспредел городских властей, Петрозаводск попадет в большую беду. Должно быть срочно принято положение, запрещающее обесценивать объекты приватизации обременением, арендой или другими формами до начала 2008 года. Это в силах губернатора. И республиканский парламент поддержит любое его предложение, не сомневаюсь. Мы уже потеряли гостиницу "Северная", "Фармацию", несколько других крупных объектов. Но осталось еще немало городского имущества: "Петропит", "Спецавтобаза", Троллейбусное управление, дорожные и ремонтные предприятия, крупные помещения в центре — хотя бы их необходимо спасти. Знаю, например, что уже создано ООО "Троллейбусное управление" — то есть пока аппетиты чиновников не уменьшаются. Если губернатор не примет мер, бюджет потеряет миллиарды. Я лично поражен происходящим. Ведь благодаря муниципальной приватизации у Виктора Маслякова был шанс войти в историю города. Столько острейших проблем можно было решить! За одно расселение ветхого фонда его бы с благодарностью вспоминали десятилетиями. К сожалению, все движется в другом направлении. Слава Ходорковского и Березовского не дает покоя, что ли? Так многие ли сегодня вспоминают их добрыми словами? У мэра была возможность выбора: или слава человека, который, будучи мэром, решил острейшие городские проблемы, или недобрая память, как о Березовском. И, кажется, Виктор Масляков уже сделал свой выбор.

В заключение свежий городской анекдот на тему приватизации. Помните, предвыборный лозунг нашего мэра: "Нужно браться и делать"? Так вот, он не обманывал избирателей, мы просто неправильно его поняли.