Общество Донор — убийца

Наталья БАРАУСОВА
№51 (498) 14.12.2005

В Воронеже роженицу заразили ВИЧ-инфекцией. Во время операции ей влили кровь, зараженную вирусом иммунодефицита человека. Вопрос: "Возможно ли такое у нас?" мы задали главному врачу Станции переливания крови Людмиле Барановой.

— Людмила Васильевна, вся кровь проверяется на СПИД?

— Кровь донора обязательно исследуется на так называемые гемотрансмиссивные инфекции. Этот термин сейчас у всех на слуху. Он обозначает "передающийся через кровь". К таким инфекциям относятся: гепатиты В, С, сифилис и ВИЧ-инфекция.

И только после того, как получены отрицательные результаты (как правило, уже на следующий день), кровь отдается в экспедицию для отпуска в лечебные учреждения.

Все, чем мы работаем, начиная от иглы, с помощью которой определяют вашу группу крови в лаборатории, до оборудования в нашей операционной — все это одноразовое.

— Вы бракуете кровь?

— Обязательно. Если в крови обнаружены перечисленные инфекции, она изымается. На карте донора красной пастой крупно пишется "ОТКАЗ В ДОНОРСТВЕ".

— По телевидению говорили про карантин крови.

— Из крови мы получаем эритросодержащие компоненты и плазму. Чтобы сделать использование плазмы еще более безопасным, она проходит карантинизацию — замораживается на срок от 3 до 6 месяцев. Как правило, наши доноры сдают кровь не разово. И мы наблюдаем за тем, какие у них результаты. Если по истечении нескольких месяцев в их крови ничего не обнаружено, то все, что было на карантине, идет в лечебные учреждения.

Но, к сожалению, потребность в крови и ее компонентах гораздо больше, чем мы заготавливаем. Поэтому не вся плазма проходит карантинизацию. Мы вынуждены отпускать ее по мере необходимости в лечебные учреждения. При этом не надо забывать, что существует 4 группы крови, и в каждой по два резуса. При достаточном общем объеме у нас может быть много крови 2-й группы и мало 3-й. И мы вынуждены брать плазму, которая не прошла карантин. Но в детские учреждения и учреждения родовспоможения мы отправляем то, что прошло карантин.

— Есть инфекции, которые сразу не выявляются?

— Все инфекции, о которых мы с вами говорили, выявляются не сразу. Поэтому и придуман карантин — чтобы иметь возможность понаблюдать за донором в течение определенного времени.

— У нас недостаточно современная техника?

— Не в этом дело. Они во всем мире выявляются не сразу. Приведу пример с вирусом гриппа. Инфекция попадает в организм, но организм не сразу на него реагирует, не сразу появляются антитела. Сам вирус в человеке есть, но выявить его невозможно. Это называется серологическое окно — промежуток времени, в который нельзя поставить диагноз заболевания. И самое страшное, если донор попадает в серологическое окно. Отсюда могут быть неприятности в использовании донорской плазмы.

— Видимо, в Воронеже это и случилось?

— Вполне возможно. Но мы сейчас не можем выдвигать свои версии.

— Карантин — это обязательная или рекомендательная мера?

— Есть приказ о карантинизации. Но если ему следовать, если отправить плазму на полгода на заморозку, служба крови должна прекратить свою работу по отпуску крови и ее компонентов в лечебные учреждения. Она должна заниматься только накопительством. В конце прошлой недели в одной из петрозаводских больниц был очень тяжелый случай — человеку срочно потребовалась донорская кровь. Нам пришлось вызывать людей ночью. И доноров, и наших сотрудников.

— Как вы прокомментируете еще одну воронежскую версию — кровь как средство для наживы...

— Не могу отвечать за коллег. Скажу только, что у нас в республике этого нет. Мы ни с какими коммерческими структурами не работаем и никогда не будем работать.