
Ревущий поток воды несет вырванные с корнем деревья и трупы животных. Среди мутного озера застыл пассажирский поезд — рельсы и шпалы Октябрьской железной дороги торчат из воды вестниками беды. На автодороге скопились гигантские пробки из "дальнобойщиков", рейсовых автобусов и прочего транспорта. Затоплены деревни и поселки. Люди, которых безжалостная стихия застала врасплох, спасаются на крышах уцелевших домов. Плачут дети, молятся старухи, матерятся мужики…
Это не бред воспаленного воображения и не эпизод из фильма ужасов. Это возможный вариант ближайшего будущего. Катастрофа может обрушиться на нас в любой момент – завтра, послезавтра, через неделю. И виной этому будет Беломорканал, схему которого можно увидеть на пачке папирос практически в любом киоске, торгующем табаком.
Жажда крови
Построенный в тридцатых годах прошлого века, Беломорско-Балтийский канал с самого начала стал символом эпохи. Сначала это был беспримерный трудовой подвиг советского народа. Затем – символ сталинских репрессий, боли, голода, страданий.
Беломорканал действительно собрал обильную людскую жатву. На его строительстве погибли тысячи людей со всех уголков России. Можно сказать, что стоит он на костях каналоармейцев. Сейчас, по прошествии семидесяти лет, одряхлевший монстр вновь требует человеческой крови, которой досыта напился еще при рождении. И его хозяин – государство Российское – похоже, потакает ему в этом желании.
Эксплуатирует Беломорско-Балтийский канал Федеральное государственное учреждение "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства". Для краткости будем далее его называть привычным именем — Беломорканал. В его ведении в настоящее время находится 121 гидротехническое сооружение, в том числе 19 шлюзов, 41 дамба, 13 плотин, 13 водопропускных сооружений, 34 канала и 1 мол. При этом, по данным нашей карельской прокуратуры, "основное регулирующее сооружение Выгозерско-Ондского водохранилища плотина № 21 находится в аварийном состоянии с опасным уровнем безопасности".
Что это значит? По информации Невско-Ладожского бассейнового водного управления, основанной на расчетах ученых из института Ленгипроречтранс, "последствия гидродинамической аварии на гидротехнических сооружениях Выгской водохозяйственной системы могут нанести серьезный ущерб экономике и населению республики, вплоть до затопления площадей и автодорог, вывода из строя отдельных участков Октябрьской железной дороги, прекращения судоходства по каналу, остановки работы каскада Выгских ГЭС". Проще говоря, при аварии на плотине № 21 ревущий поток воды… просто перечитайте начало статьи.
Плотина № 21 не одинока в своей дряхлости. Приличный возраст сказался на состоянии еще двух – 25-й и 27-й. Они находятся в предаварийном состоянии и тоже представляют опасность для всех нас.
Мало и воруют
Может, газета сгущает краски и все не так страшно, как кажется? Ведь российским законом "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что их собственник и эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий на нем. Увы! Как всегда, есть закон, но нет его исполнения.
В настоящее время только-только завершена разработка проекта реконструкции плотины № 21. Разработка подобных проектов для плотин № 25 и № 27 не завершена, ее планируется закончить только в будущем году. Сами ремонтные работы даже не начинались.
Как всегда, ссылаются на то, что нет денег. По информации, представленной руководством "Беломорканала", фактическое финансирование содержания гидротехнических сооружений со стороны собственника (Российской Федерации в лице уполномоченных органов) составляет 50 процентов от нормативного.
Правда, есть еще один нюанс. Материалами уголовных дел и проверок Территориального управления Росфиннадзора в Республике Карелия установлены факты масштабных хищений государственных средств работниками самого "Беломорканала". Пример — привлечение к уголовной ответственности за злоупотребления по службе Михаила Абузова, начальника Строительно-монтажного управления № 2 (СМУ-2) – филиала государственного учреждения "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства". СМУ выполняло работы по реконструкции объектов Беломорско-Балтийского канала, финансируемых из федерального бюджета. В результате финансовых махинаций при поставке щебня, покупке подержанной техники по запредельной цене, оформлении фиктивных документов из государственного кармана в частные перекочевало более миллиона рублей. При таком подходе к делу денег всегда будет не хватать.
Спасайся, кто может!
Этот клич может прозвучать на ББК в любую минуту. Паника будет неминуемой. Ведь локальная система оповещения, которая создается в 6-километровой зоне с целью защиты персонала потенциально опасного объекта и населения, проживающего в районах его размещения и возможного затопления, не создана. Люди обязательно будут застигнуты разбушевавшейся стихией врасплох. И никто к ним не придет на помощь сразу, ведь в нарушение требований закона Беломорканал и не подумал создавать финансовые резервы, предназначенные для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Хотя согласно заключениям Главного управления МЧС России по Республике Карелия работа по созданию финансовых резервов, страхованию гражданской ответственности и созданию локальных систем оповещения должна была быть выполнена в 2004-2005 годах.
"Таким образом, в связи с отсутствием локальной системы оповещения, отсутствием финансовых резервов, направленных на ликвидацию возможных чрезвычайных ситуаций, руководство ФГУ "Беломорканал" не готово к защите населения, проживающего в районе размещения гидротехнических сооружений, от возможных чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти на данных опасных объектах", — делает вывод главный карельский прокурор Владимир Панасенко.
По указанным фактам карельским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона руководителю ФГУ "Беломорканал" Анатолию Шалонину. Но тот лишь вновь сослался на отсутствие средств.
Гражданская безответственность
В соответствии с постановлением правительства России четырехлетней давности утвержден Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу людей и имуществу предприятий в результате аварии гидротехнического сооружения. Определить размер вероятного вреда должен владелец сооружения, он же должен оформить документ "Расчет вероятного вреда", который подписывается владельцем гидротехнического сооружения. Указанный расчет является основанием для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности. В нарушение требований закона расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии на гидротехнических сооружениях Беломорско-Балтийского канала, не произведен, соответствующий документ не составлен. Можно сделать вывод, что мы имеем дело с полной гражданской безответственностью. И заложниками этой безответственности стали жители Карелии, проживающие в зоне ББК.
Конечно, чужой опыт ничему не учит, но все же можно вспомнить трагедию Нового Орлеана. Природа здесь превзошла самые разгульные фантазии режиссеров фильмов-катастроф. Ураган "Катрина" погубил тысячи человек. Город, находящийся ниже уровня моря, затопило на 80 процентов, большинство зданий были разрушены. В некоторых местах глубина затопления превышала пятиметровую отметку. Но самым страшным, по словам очевидцев, было поведение жителей, ринувшихся мародерствовать, грабить, насиловать, убивать. И это в благополучной в материальном плане стране. Что же произойдет в случае катастрофы у нас?
Не забывайте, трагедия Нового Орлеана была предсказана, однако власти проигнорировали предупреждение. Расплачиваться пришлось человеческими жизнями. Неужели нас ждет нечто подобное?
Прокурор республики Владимир Панасенко тоже предупреждает о возможности трагедии. В своем обращении в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта она написал: "...предлагаю принять меры реагирования в отношении собственника гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала (Российской Федерации в лице уполномоченного органа – Росморречфлота) и эксплуатирующей организации. О результатах рассмотрения настоящей информации и принятых мерах прошу сообщить в прокуратуру Республики Карелия не позднее 28 февраля 2006 года".
Очень хочется надеяться, что плотина № 21 Беломорканала доживет до февраля будущего года и до начала своей реконструкции. Что не станет Беломорканал символом еще одной массовой трагедии теперь уже начала XXI века.