Политика Кто встанет у руля

Николай Михайлов
№53 (500) 28.12.2005

Уходящий 2005 год запомнится прежде всего тем, что вся острота политической борьбы перешла с республиканского на местный уровень. Такие республиканские структуры, как правительство и Законодательное собрание, стали малоинтересны для политологического анализа. Они предсказуемы, а их деятельность напоминает спектакль, где все персонажи положительные и этой своей положительностью и заданностью навевают сон на зрителя.

Любят – не любят?

Интерес в 2005 году вызывал лишь глава республики. Его политическая перспектива пока так и не определилась.

Целый год шло гадание – назначат или нет. Причем зачастую высказывались полярные мнения — от "сто пятьдесят процентов, что не назначат" до "сто пятьдесят процентов, что назначат". Вычислить логику президента при назначении губернаторов невозможно. Путин заявляет, что, например, иркутский губернатор Борис Говорин засиделся (восемь лет в должности), и тут же назначает в Калмыкии Кирсана Илюмжинова, который правит тринадцать лет.

По принципу социально-экономических показателей региона губернаторов вообще не назначают. Да и если сравнить показатели Карелии с другими регионами Северо-Запада, то можно без труда заметить: у нас нет ни великих успехов, ни грандиозных провалов. Показатели достаточно ровные и средние.

Не годится и принцип "свой — не свой". Президент убрал своего "в доску" Владимира Егорова в Калининграде, а совсем не своего Константина Титова в Самаре оставил.

И все же, несмотря на то, что в качестве потенциальных назначенцев называются очень солидные люди (бывший представитель президента Вячеслав Ушаков, сенатор Владимир Федоров, судовладелец Нелидов и даже депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Абельцев), наибольшие шансы все же у Сергея Катанандова.

Если отбросить субъективные оценки, то остается никем не оспариваемый факт — в республике спокойно. Нет ни террористов, ни сепаратистов, ни крупных социальных волнений, ни громких коррупционных скандалов, ни межнациональной розни. В последний год, правда, заказные убийства пошли одно за другим, и об этом известно в Москве. Однако в других регионах хватает проблем куда острее.

Нужен справедливый бульдозер

Вторая сюжетная линия карельской политики продолжалась с нового года до лета и выдохлась. Всплеск социального недовольства, вызванный отменой льгот, вылился на улицы и площади, но потом дискуссия ушла в суды и там заглохла. Пенсионерам популярно объяснили, что все происшедшее с ними абсолютно законно и в их же интересах. Они почему-то поверили.

Если в первом полугодии острый конфликт развивался вокруг ликвидированных льгот, то во втором доминировать в политике стала тема управления в Петрозаводске. Перипетии борьбы мэрии и ее оппонентов всем известны, и нет необходимости их пересказывать. Гораздо интереснее спрогнозировать дальнейшее развитие этого противостояния.

Со стороны мэрии — все ясно. Кандидатом на октябрьских выборах главы местного самоуправления будет Виктор Масляков. А вот оппозиции необходимо найти не столько конкретного человека с конкретной фамилией, сколько типаж. Типаж нынешнего мэра создавался задолго до его прихода в дом № 2 на проспекте Ленина — глыба, хозяйственник, бульдозер. В образе не хватает одного компонента — справедливости. Это будет особенно ощущаться уже в январе, когда резко рванут вверх тарифы на услуги ЖКХ и транспорт. Больнее всего рост тарифов ударит по малоимущим, ветеранам, жителям ветхого фонда. И хотя общество у нас расслоилось и псевдосредний класс может рассуждать так — эти тонут, а я-то выплыву, но тревога за будущее уже давно поселилась в душах большинства петрозаводчан.

Выборы выиграть может тот, кому удастся соединить две основополагающие линии — хозяйственника и справедливого руководителя. Другими словами, победу, скорее всего, одержит тот, кто докажет обществу, что он знает, как заработать деньги для города и как их честно и справедливо истратить.

Троица

Петрозаводское противостояние как-то оттеняло политические события в остальной части республики. А они не менее интересны.

Пожалуй, самым ярким из районных событий стала триумфальная победа Андрея Поценковского на выборах мэра Прионежья, одержанная при мощной поддержке карельским "Яблоком" и структурами депутата Законодательного собрания Василия Попова.

Кстати, Поценковский убедил своих избирателей в том, что он не только знает, как заработать средства, но и как их честно и справедливо истратить.

В 2005 году политика пришла в каждый город, в каждую деревню, зачастую принимая комические формы, как конкуренция между мужем и женой на выборах в Кедрозере.

Что касается политических партий, то по крайней мере три из них укрепили свое положение и на октябрьских выборах доказали, что имеют право претендовать на хорошие результаты.

Итоги выборов 2 октября для "Единой России" неоднозначны. Да, эта партия провела в органы власти больше своих представителей, чем другие, но победа ли это? Из пятнадцати райцентров кандидаты партии власти победили в шести. Глава Пудожского поселения вступила в "ЕР" уже после выборов.

Карельское "Яблоко" в уходящем году доказало свою жизнеспособность и обоснованность претензии на будущих выборах в Законодательное собрание. "Яблоко" победило в Олонецком районе, добилось хороших результатов в Прионежье, показало свое влияние в Беломорском районе. В Петрозаводске позиции "Яблока" традиционно прочны. В 2005 году в Карелию дважды приезжал Григорий Явлинский, что также способствовало росту популярности карельской парторганизации.

Коммунисты тоже набирают очки. Они одержали победу в Калевальском районе, провели ряд сильных уличных акций. Принципиально изменилось и руководство КРО КПРФ. Пришла молодежь (по меркам КПРФ). Так, первым секретарем Петрозаводского горкома избран бывший вице-мэр Александр Мовчан. Коммунисты отходят от общих лозунгов и стараются делать ставку на местную проблематику.

Поживем – увидим. За девять месяцев 2006 года президент России и избиратели Карелии расставят все точки над i в политической жизни республики.