Криминал Ночь перед Рождеством

Анатолий Ерошкин
№3 (503) 18.01.2006

Выстрелы и погони не утихают в Лоухском районе даже в праздничные дни. Вот и 25 декабря, когда европейцы отмечали Рождество, местные охотоведы задержали в лесу двоих местных жителей, разъезжавших по местам обитания северных оленей на снегоходе. И выехали они сюда вовсе не с целью полюбоваться красотами карельской природы. Охотоведы изъяли у них два карабина "Тигр". Причем оба были заряжены и даже патрон находился в патроннике. Легкое движение указательного пальца, лежащего на спусковом крючке, – и смертельный выстрел.

Нельзя сказать, что оружие было отдано нарушителями беспрекословно. После происшествия главный охотовед Лоухского района Сергей Ершов написал заявление в правоохранительные органы, что во время перебранки в его адрес высказывались угрозы, которые он воспринял очень серьезно. Ведь как-то не принято шутить с оружием в руках.

— От одного карабина они пытались избавиться, засунув в снег под снегоходом, — комментирует Сергей Ершов. – А сейчас от него отказываются, говорят, что это я подкинул.

Нелепость подобного утверждения очевидна: охотничий карабин "Тигр", созданный на базе снайперской винтовки Драгунова, стоит в настоящее время не менее полутора тысяч долларов США. И делать такие "подарки" охотоведу совсем не с руки — ведь перспектива увидеть браконьеров за решеткой весьма призрачна. "Карельская Губернiя" уже писала, что в Лоухах расследование уголовных дел по статье о незаконной охоте, как правило, заканчивается постановлением следователя либо суда о его прекращении.

Кстати, после публикации автора статьи вызывал к себе следователь — по просьбе лоухской прокуратуры, которую заинтересовало, кто является инициатором написания статьи "Лесная война, среди людей жертв нет. Пока?", кто предоставил информацию для нее и тому подобное. Разговора "по душам" не получилось. По закону о СМИ журналист не только имеет право, но и обязан "сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источник". "Карельская Губернiя" гарантирует своим читателям, что и впредь не назовет фамилий тех, кто сообщит нам факты беспредела и беззакония.

Но о самих таких фактах молчать не будем. Ведь те же брэки, так охотоведы называют браконьеров, в Лоухском районе совсем распоясались. Им плевать на то, что северный олень занесен в российскую и карельскую Красную книги, что охота с транспортных средств запрещена (исключение делается только для охоты на волков). Жажда наживы толкает их на любые нарушения. Снегоход "Буран", на котором 25 декабря преследовали оленей, принадлежит Северным электрическим сетям. Документов на право управления им и маршрутного листа у нарушителей не оказалось. Зато, как рассказывает охотовед Сергей Ершов: "Везде были видны следы гона на снегоходной технике северных оленей, при обнаружении следов немедленно начиналось преследование, было видно, что в нескольких местах специально отбивались от стада несколько голов с целью загона".

Чтобы бить оленей, браконьеры обустраиваются в лесах всерьез и надолго. Раньше их логово было в районе озера Кукос, но после "засветки" они решили перебазироваться в другое место. Во всяком случае, на берегу острова Вичаны (озеро Керять) развернуто грандиозное строительство. В водоохранной зоне заложен сруб капитального строения, завезены материалы (доски, кирпичи, минвата), строится даже банька. По всему видно, что нисколько не боятся брэки представителей закона. Ведь уже не раз, даже когда брали их с поличным, отделывались легким испугом. А как еще иначе назвать прекращение уголовного дела "в связи с деятельным раскаянием"? Раскаянием в Лоухском районе считается возмещение казне ущерба из расчета три тысячи рублей за каждого убитого оленя.

И если ничего в Лоухах не изменится, уже на следующие Новый год и Рождество дедушкам Морозам и Санта-Клаусам лучше снаряжать в дорогу не северных оленей, а трактор "Беларусь" или армейский вездеход. А то не ровен час громыхнет из-за кустов карабин "Тигр", забьются в предсмертной агонии олени и не будет у карельских детишек рождественских подарков. А олень для будущих поколений останется лишь в красивых сказках.