Культура Бюрократы против таланта

Наталья ВИТИВА
№3 (503) 18.01.2006

В предновогодние дни Геннадий Залогин сказал, что оставит кресло директора любимого петрозаводчанами театра "Творческая мастерская". И оставил. Уже более полумесяца Геннадий Борисович — безработный обитатель Москвы, рассматривающий различные предложения трудоустройства. Последних на конец прошлой недели было аж три. Какие именно — бывший директор "ТМ" не афиширует. Известно лишь, что зовут его в федеральное агентство по культуре и кинематографии, где сегодня рулит Михаил Швыдкой. Но Геннадий Залогин что-то не спешит занять теплое чиновничье местечко с зарплатой тысяч в 60. Видимо, не хочет загонять себя в кабалу, мечтая еще посниматься в кино. Да и в "Творческой мастерской", где он занят в шести спектаклях, актер Залогин намерен поиграть еще до конца нынешнего сезона.

На прошлой неделе он специально приезжал в Петрозаводск для работы в постановке с его участием. К сожалению, во время своего краткого визита он так и не сказал, почему же бросил родной театр прямо в середине сезона. Но обещал, что рано или поздно поделится этой информацией с читателями "Карельской Губернiи". Злые же языки утверждают, что до отставки Геннадия Борисовича довело последнее новшество министерства культуры республики, специалисты которого разработали некую многостраничную методику оценки, эффективности, результативности расходования бюджетных средств театров и концертных организаций. Директор, основываясь на различных мудреных формулах, должен рассчитать в баллах, насколько хорошо сработало его учреждение в прошлом году. Простое количество проданных билетов, наполняемость залов и отклик публики теперь чиновников не устраивают. Говорят, что Геннадий Залогин, увидев этот министерский документ, пришел в ярость, сказал его авторам все, что он о них думает, и написал заявление об уходе.

Для театра отставка директора стала настоящим ЧП. Никто к ней готов не был. Преемников у Залогина не было — какой же руководитель готовит себе смену, находясь во цвете лет?! Поэтому и выбирать-то директора было не из кого. К тому же мало кому охота быть камикадзе: власти не оставили своих намерений объединить театры, а значит — есть опасность развала или русского театра драмы, или "ТМ", а при худшем развитии событий — и того и другого.

Пока министерство культуры республики нашло выход: настойчиво попросило занять кресло директора главного режиссера "ТМ" Ивана Петрова. Иван Петрович, отмечающий в марте 80 лет, согласился. И сегодня он официально восседает на трех стульях: директора, главрежа и руководителя театрального курса, набираемого специально для "ТМ" на базе петрозаводской консерватории нынешним летом. Кроме того, Иван Петров не намерен отказываться и от своей новой постановки одного из самых поэтических мифов о любви "Орфей и Эвридика", премьера которой намечена на март.

— Не многовато ли обязанностей для одного человека? — поинтересовались мы у Ивана Петровича.

— Профессия режиссера — моя основная профессия — обязывает быть ответственным за людей, с которыми работаешь, за дело, которым занимаешься, — поделился Иван Петров. — И если в театре произошло ЧП, то как пройти мимо? Я был просто вынужден согласиться с просьбой министерства.

Думая о будущем театра, мы объявили о наборе курса. Консультации, которые начались уже с 16 января, будут проходить каждый понедельник. Так что мы приглашаем всех талантливых ребят, мечтающих получить профессию актера театра и кино, попробовать свои силы.

Думая о будущем "ТМ", мы хотим привлечь людей, влюбленных в театр и обладающих современным пониманием управления организацией культуры. Без талантливых менеджеров нам сегодня не выжить.

Но, пожалуй, больше всего меня сегодня беспокоит то, что в связи с закрытием на ремонт Русского театра драмы "ТМ" остается одна на театральном поле. В течение трех лет у публики, посещающей русский театр, будет только одна площадка. Я верю, что творчески мы не ударим в грязь лицом перед этим зрителем, но организационно вряд ли справимся. Как "ТМ" встретит тысячи театралов в своем убогом помещении? Вопрос, на который сегодня нет ответа.

Ну а задача нынешнего дня — устоять, сохранить репертуар, сделать огромное количество вводов (Залогин был не только директором, но и ведущим актером театра). Это серьезная работа. И я хочу быть оптимистом, хочу верить в труппу, хочу надеяться, что нам помогут наши друзья и публика.