Спорт и отдых Последние из чемпионов?

Наталья ВИТИВА
№3 (503) 18.01.2006

Приятно, когда видишь в элите российского и мирового спорта наших земляков. Вот и на нынешних зимних Олимпийских играх в Турине можно будет поболеть за некогда карельскую лыжницу Евгению Медведеву. Возможно, в нынешнем году также порадуют любителей спорта наши легкоатлеты Ирина Росихина и Александр Смирнов, биатлонист Виталий Чернышев, мастер спорта по настольному теннису Сергей Андрианов, гроссмейстер Алексей Лазарев и спортивные ориентировщицы Анна Воробьева и Ирина Михалко. Эти люди сегодня — гордость карельского спорта высших достижений. Чувствуют ли они, что их ценят в республике? Как вообще сегодня живется "большому" спортсмену и большому спорту в Карелии? Об этом мы решили поговорить с долгожителем в спорте, неоднократным призером международных состязаний, чемпионом мира по самбо 2003 года Максимом Антиповым.

Калечат, но не лечат

— Максим, в вашем виде спорта обычно выступают до 30 лет. Вам уже 35, и вы еще на ковре. Спорт дает возможность заработать и достойно жить?

— Спортсмены моего поколения ничего от спорта никогда не имели, тренировались на одном энтузиазме. В советские времена в республике к проявившим себя землякам относились намного внимательнее. Например, тогда нашим спортсменам высокого класса — Титову, Курикову, Разумову — за хорошие результаты выделялись квартиры. Потом об этом можно было только мечтать. И многие ребята, оставшись без финансовой поддержки, вынуждены были забыть о карьере.

Я же устоял во многом благодаря помощи своего отца, тренеров Ильи Романовича Шегельмана и Анатолия Ивановича Квасюка, который сегодня стал бизнесменом. Не устану благодарить этих людей, которые так много для меня сделали. А вот, например, Сергею Камилову, двукратному чемпиону мира, было тяжелее. Ему в нашей республике не могли помочь с квартирой. Этого я не понимаю. Неужели нельзя поддержать парня, который добился таких высоких результатов и перенес уже две сложные операции из-за спорта?!

— Ну а социально-то вы сегодня защищены?

— Соцзащиты в спорте нет вообще. Даже после чемпионатов мира наши спортсмены не могут выехать в санаторий не только в Ессентуки, но и в Марциальные воды. Никто не помогает им восстановиться после серьезных состязаний. Из-за этого многие спортсмены очень рано ушли из большого спорта и ни на какие пенсии претендовать не могли.

А сколько мы выходили в правительство республики с просьбой застраховать ведущих спортсменов, которых после сумасшедших нагрузок к старости ждут одни болезни! Нас всего-то человек десять. Думаете, хоть кто-нибудь услышал нашу просьбу? Мы никому не нужны. Это я и сам на себе испытал. Когда сломал руку, врачи говорили, что я больше не буду бороться. Меня бы просто выкинули из спорта и забыли, если бы не моральная и финансовая помощь отца и тренера. Благодаря им и врачам Республиканской больницы (Сергею Румянцеву, Александру Васькову, которые сегодня ставят на ноги наших спортсменов бесплатно) я снова обрел форму.

— Но форму-то вы обретали прежде всего в спортзале. Говорят, что вкалывали вы просто по-стахановски...

— Я тренировался два раза в день: утром и вечером. А днем работал как тренер с детьми и учился заочно в педагогическом институте. Такой жизненный ритм не давал мне года три-четыре стать чемпионом России. Но если бы время повернуть вспять, я бы, наверное, ничего не менял в своей жизни. Спортсмены, которые только тренировались, после окончания своей карьеры становились в нашей стране невостребованными. Сколько олимпийских чемпионов прозябали в нищете из-за того, что их выжали и выкинули на улицу. Поэтому я благодарен Илье Шегельману за то, что он заставлял меня работать. Хотя многие его критиковали в то время: мол, почему не освободите Максима от занятий с детьми. На что Илья Романович отвечал: "Платите ему деньги, освобожу. А так пусть зарабатывает себе на жизнь".

— Значит, спортсмен, заявивший о себе, ничего не получает от государства?

— У нас есть стипендия для таких спортсменов, но она мизерная. Все они числятся спортсменами-инструкторами при спортшколах, получают от трех до четырех тысяч рублей. Есть ребята, которые находятся в олимпийском резерве, они могут рассчитывать на стипендию из Москвы. Те спортсмены, которые участвуют в коммерческих турнирах, получают определенные гонорары. В самбо только сейчас начинают проводить такие соревнования. К сожалению, в мое время таких турниров не было. И это большая ошибка нашей федерации: самбо можно было вывести на коммерческую основу уже в 90-х. Спортсмены на таких шоу (а боевое самбо — это зрелищно и красиво!) могли бы зарабатывать и выживать, как сегодня зарабатывают на концертах, шоу фигуристы, как именитый Плющенко, который в одном из последних интервью заявил: "Я не беспокоюсь о своем будущем — на лекарства себе заработал".

Дом физкультуры для богатых

— Ну а кто, на ваш взгляд, сегодня должен финансировать спорт?

— Я считаю, что одно государство не в состоянии содержать весь спорт. Оно может отметить олимпийцев, выделив им по 20 тысяч долларов в качестве премии. Может достойно поздравить чемпионов мира. Но финансировать целую спортивную отрасль оно не в силах. Поэтому в цивилизованной стране для бизнесменов создают определенные условия, при которых им выгодно помогать спортсменам. В России давали спонсорам льготы на налоги. Но в результате все свелось до абсурда и льготы отменили. Теперь бизнес оказывает лишь разовую помощь, ему это невыгодно.

Из-за полного отсутствия внимания к физкультуре и спорту в 90-х потеряли практически целое поколение ребят. Поэтому сейчас объяснять обществу про пользу спорта не нужно. Но в Карелии встают вопросы: где заниматься, чем заниматься и кто себе это может позволить. Например, в Петрозаводске нет ни одного спорткомплекса. Что касается Дома физкультуры, где сейчас идет ремонт, — это уже коммерческое предприятие. Здесь, как и в "Акватике", будут только платные занятия. И цены в этих комплексах кусаются. А, например, в соседней Финляндии посетить каток, спортзал, бассейн можно за очень приемлемые даже для жителей Карелии деньги. Там все делают для народа, у нас — для богатых людей.

Дворца спорта в столице республики вообще никогда не было. Стадион "Спартак" проблемы не решает. И в каком зале сегодня тренируются заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса, пять ведущих спортсменов республики?! В маленьком непроветриваемом зальчике ДЮСШ! Такого быть не должно. Ребятишки, которые приходят сюда заниматься, не могут нормально дышать. И ни дети, ни наши заслуженные спортсмены не должны тренироваться в таких условиях.

— Но они тренируются и показывают неплохие результаты на соревнованиях. А за чей счет сегодня ребята ездят на состязания и сколько это стоит?

— Оплачивают поездки родители и спонсоры, которых мы ищем. Выбираемся только поближе, в Санкт-Петербург, куда поездка обходится в 600 рублей. И эти деньги не для всех родителей подъемные. В доперестроечные времена в Комитете по физкультуре и спорту нам говорили: "Если не найдете 15 человек для поездки на соревнование, денег не дадим", а сейчас мы одного человека не можем вывезти за счет республики!

А уж как у нас финансируются спортшколы?! Практически все — покупка инвентаря, часто даже призы — лежит на плечах родителей. К счастью, в последнее время стали появляться люди, которые оказывают помощь спортсменам. Например, самбистам сегодня очень помогает Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

— Недавно в Карелии проходил третий съезд работников физкультуры и спорта. Он хоть что-нибудь дал нашим спортсменам?

— Пока одни разговоры. Например, глава республики заявил, что с 2006 года лучшие спортсмены будут получать в качестве вознаграждения по результатам сезона по 100 тысяч рублей. Хотелось бы надеяться. Но до нынешнего года мы получали только кубки.

А что говорить о наших подмастерьях, ребятах, которые только начинают свою карьеру! Они сегодня вообще ничего не имеют от спорта. Выдели им ежемесячную стипендию хотя бы в 500 рублей, они будут пахать. Чтобы показывать результаты, спортсменам нужно хорошо питаться, принимать витамины, определенные пищевые добавки и заниматься в нормальных условиях. На какие средства всем этим сможет себя обеспечить простой паренек?! Но если мы сегодня в этих ребят не вложимся, в Карелии большого спорта не будет. А если не уделим внимания спортивным школам, то и о здоровом поколении, о ребятах, оторванных от улиц, можно вообще забыть.

А как живут сегодня тренеры? Зарабатывают они наравне с учителями, да при этом их постоянно проверяют да бумажки заставляют писать. Вместо того чтобы чиновнику самому прийти и посмотреть, кто у нас тренируется и где тренируется, нас заставляют отчеты о проделанной работе писать. Я лично приглашал посетить наш зал министра здравоохранения и соцразвития Валерия Бойнича, заместителя главы республики Павла Чернова (теперь он глава правительства). Никто даже не отреагировал на мое предложение. У нас предпочитают только с трибун говорить о необходимости поддержки спорта и писать целевые программы.

Сейчас начнет действовать очередная программа, рассчитанная на четыре года. Но будет ли от нее хоть какой-нибудь толк?! Хотелось бы, чтобы был. Ведь молодежь у нас хорошая. Роман Порваль стал третьим на чемпионате России. Он, Рашад Мурадов, Рудольф Горячев, Михаил Путишев смогут заставить говорить о нашей республике. Смогут, если это еще кому-нибудь нужно в Карелии...