Общество Глупые вопросы

Елена Гульшина
№9 (509) 01.03.2006

Читают ли операторы связи наши СМС?

Иногда пишешь смс и думаешь: если прочитает кто третий – со стыда можно сгореть. Не почитывают ли порой сотрудники сотовых компаний переписку своих абонентов?

Риск сгореть со стыда у вас теоретически имеется: так как технически доступ к нашей переписке у операторов, конечно же, есть. Набранная вами смс поступает на главный компьютер-коммутатор, который ищет и переправляет ее по указанному номеру. Практически же операторы вряд ли занимаются чтением наших текстовых сообщений: во-первых, это строго-настрого запрещено законом. В лицензии на предоставление услуг связи четко прописаны необходимость блюсти тайну переписки и комплекс мер, которые эту тайну будут гарантировать. Во-вторых, подумайте сами: интересно вам было бы читать все те 99% процентов чепухи, которые мы пишем другу. Однако в той же лицензии указан и круг структур, которые имеют право доступа к этой переписке: как вы понимаете – это разного рода правоохранительные органы. Правда, в каждом конкретном случае разрешение на это должен дать суд. "Часто ли карельские органы обращались к вам за подобного рода информацией?" – поинтересовалась я у Алексея Артемьева, первого лица карельского "Мегафона". "Доступ происходит без нашего участия", – удивил Алексей Викторович. И пояснил, что эти самые органы имеют соответствующие технические возможности. А какие именно – большая тайна.

Кстати говоря, разобраться в преступлениях прошлых лет также есть хорошие шансы: все наши смс остаются в памяти коммутатора, примерно раз в неделю сбрасываются на диски и хранятся в так называемой "библиотеке" Санкт-Петербурга несколько лет.

Как быть, если у продавца нет сдачи?

По утрам эта проблема известна многим горожанам: у продавцов нет сдачи с крупных купюр. Водители маршруток предлагают пассажирам даже не садиться, если в кошельке нет мельче пятисотрублевой купюры. А недавно отказали даже в аптеке. Неужели это наша обязанность — беспокоиться о разменных деньгах?

Это, безусловно, не наша обязанность. В частности, "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых аппаратов…", действующие с 1993 года и поныне, прямо говорят о том, что продавец обязан "назвать сумму сдачи и выдать ее вместе с чеком". Если он не может этого сделать, то это исключительно его проблема, а не ваша. И не выдавая товар, он прямо нарушает закон. Проблема в другом: ни в этих правилах, ни в прочих, ни в Административном кодексе нет механизма наказания продавца за отказ от выдачи сдачи. То есть все, что можно сделать, – это написать в книгу жалоб или пожаловаться в Отдел по защите прав потребителей или Роспотребнадзор. Но и там к виновнику могут быть применены лишь меры морального воздействия. Чаще всего с подобного рода жалобами обращаются в Отдел по защите прав потребителей автовладельцы: в будках на автостоянках частенько нет сдачи, и водитель вынужден или "подарить" ее, или ехать на поиски разменных денег.

По словам начальника Отдела по защите прав потребителей Валентины Абрамковой, большей внимательностью в этом смысле к покупателю отличаются государственные учреждения. Старший кассир принимает меры, чтобы разменные деньги имелись перед началом торговли, следит за состоянием кассы и в течение дня, при необходимости обменивая купюры в банке. Именно так когда-то работала в этой роли и сама Валентина Алексеевна. Никто не чурался бегать в банк и таскать оттуда мешки монет. А сейчас, по словам Валентины Абрамковой, преимущественно в частной торговле, продавцы либо профессионально безграмотны, либо ленивы.

Правда ли, что кемь — матерное сочетание

Услышал, что название свое город Кемь получил от русской царицы, ссылавшей неугодных подданных с резолюцией "К е... матери". Начальные буквы этого "адреса" будто бы и породили название карельского города. Неужели это правда?

Эту легенду о названии своей родины рассказывает в интервью даже известный режиссер Сергей Соловьев. Мол, императрица Екатерина II, ссылая особо провинившихся, писала на монарших указах резолюцию: "Отправить к е... матери". Так, мол, и появилась Кемь.

Специалисты-историки в анекдот верить не желают. С одной стороны, говорят, что Екатерина Алексеевна была коронована на 130 лет позднее того, как знаменитый датчанин Исаак Масса побывал в России и составил одну из первых европейских карт Русского Севера. На ней он указал не только Соловецкий архипелаг, но и город Кемь (Kema) в устье ближайшей к архипелагу реки. С другой стороны, само слово Кемь переводится как собственно "большая река" и в близких фонетических вариантах – Кама, Кема — встречается довольно часто.

Так что, если верить ученым, неприличное происхождение названия – всего лишь народный юмор.