Политика Король умер? Да здравствует король!

Нина Усова
№10 (510) 08.03.2006

Если бы кто-то плохой задумал обезглавить республику во всех ее ветвях власти и бизнеса, лучшего мероприятия, чем утверждение Сергея Катанандова на третий срок, придумать было нельзя. Не случайно у присутствующих сразу погасла сеть мобильных телефонов: продвинутые коллеги поясняли, что это проделки ФСБ, дескать, в целях безопасности мы все под колпаком. 3 марта в Большом зале парламента собрался весь цвет республики, весь ее политбомонд. Перед началом заседания vip-персоны жали в коридорах руки и говорили: "С праздником!".

Праздничную внеплановую ноту внес в самом начале заседания и депутат Владимир Степанов: он попросил коллег разрешить ему проголосовать досрочно, так как через 10 минут у него в ЗАГСе регистрировался сын. Коллеги проголосовали единодушно "за", чем положили традицию голосования по всем дальнейшим вопросам этого дня. В зале присутствовали 53 депутата, коммунистка Людмила Афанасьева проигнорировала заседание, о чем заранее письменно уведомила коллег. Вел заседание председатель парламента Николай Левин. Полпред СЗФО Илья Клебанов зачитал официальное обращение президента, предлагающего кандидатуру Сергея Леонидовича, сказал о нем пару добрых слов, после чего новый глава приступил к докладу, где подводил итоги и говорил о будущем. В частности, в течение следующих пяти лет наши доходы должны вырасти на 20%, будет построено в два раза больше жилья (в том числе за счет приезжих строителей), будет поднят престиж сельского труженика, повернута фундаментальная наука и построены бизнес-инкубаторы.

Исходя из регламента, заседание обещало быть долгим, но существенно сократилось из-за отсутствия у депутатов вопросов к главе РК и краткости прений.

Первым выступал председатель Комитета по экономической политике Николай Макаров. По вопросу о малом предпринимательстве он пояснил, что неправильно "втупую вкладывать деньги в бизнес, а важно содействовать". Из чего стало ясно, что с малым бизнесом в следующие пять лет ничего в лучшую сторону не изменится. Потом он аккуратно побурчал насчет идеи заезжих строителей, мол, это тоже неправильно. (Напомним: у самого Николая Макарова есть строительная фирма "Карелстроймеханизация", которой Петрозаводская мэрия дает лакомые куски под застройку. Ему конкуренты явно невыгодны: собьют высокие цены.) А в финале выступления Макаров вдруг неожиданно предложил главе РК вернуться к идее строительства в Карелии атомной электростанции. Но в целом все одобрял.

Одобрял все и отвечающий в парламенте за социальную политику депутат Николай Ершов. Только попросил Сергея Леонидовича повнимательнее следить за подчиненными.

Далее выступающие подискутировали о способе голосования по основному вопросу. Фракция "Яблоко" предложила тайное голосование, чтобы не нарушать принципов демократии и не превращать выборы в шоу в духе брежневских семидесятых годов. Но большинством голосов решили голосовать дедовским способом, то есть "лесом рук". Лес и был. А именно: 53 руки "за", "против" — ни одной.

Сергей Катанандов сказал положенные торжественные слова. Затем подписал указ номер 1 о вступлении самого себя в должность. Так, за полтора часа свершилось самое бесшумное и безболезненное в эпохе демократической Карелии вступление в должность первого лица республики, которое ранее стоило всем желающим больших нервов и невероятных денег.

Какие изменения ждут нас в ближайшие пять лет, сейчас сказать не возьмется никто. Дрожать пока есть повод лишь у непосредственных подчиненных. На выходе к прессе старый новый губернатор сказал, что премьером желает по-прежнему видеть Павла Чернова, среди вице-премьеров будут небольшие изменения, а вот в кабинете министров ожидаются серьезные подвижки. Подробностей не раскрывал. Оно и верно, хоть какая-то интрига во всем этом действе должна же быть?

Паразиты останутся без работы

По поводу будущих кадровых перемен в правительстве высказался и депутат Василий Попов, выступивший на инаугурации от имени фракции "Яблоко" в ЗС и давший комментарий нашей газете.

— Сегодня многих интересует, почему оппозиционная фракция "Яблоко" выступила за избрание Сергея Катанандова? Ответ на этот вопрос прост: потому что в Карелии наметился курс на консолидацию общества. И во многом это заслуга именно главы республики. На недавней встрече с нашей фракцией он сказал, что люди, которым он передоверил общение с оппозицией, со своей задачей не справились, и теперь он намерен лично вести диалог.

На мой взгляд, такая позиция Сергея Катанандова только на благо республике и ее жителям. Огромные силы, которые были направлены на борьбу с инакомыслием, сейчас направлены на улучшение жизни людей.

Думаю, мы стали лучше слышать друг друга и слышать рациональные предложения с обеих сторон. Нас интересует не шум вокруг "Яблока", а конечный результат. Пока мы им довольны. Нам удалось принять в первом чтении демократичный прежний Закон "О ветеранах", который не ущемляет интересы жителей республики. Нам удалось убедить главу отказаться от пожизненного содержания. Мы ставим вопрос об отмене Конституционного суда, и нас уже слышат. Мы добились проведения парламентских слушаний по тарифам в ЖКХ.

Конечно, не всех устроило, что "Яблоко" поддержало выбор президента России. Остаются без работы люди, которые паразитировали на ниве конфронтации оппозиции с главой республики – причем паразитировали за счет бюджета! Не устраивает это и кого-то из министров и их свит: консолидация политических и общественных сил привела к тому, что даже в деятельности чиновников стали цениться не личная преданность руководителю, а профессиональные качества. Не удивлюсь, если в ближайшее время мы станем свидетелями кадровых подвижек в правительстве Карелии.

Все это должно привести к главному, ради чего мы все работаем, — улучшению качества жизни людей.

Конечно, сейчас мы находимся еще на переходном этапе, и главе Карелии нужно проявить политическую мудрость. Будет много искушений, будет много желающих вернуть республику к политике жесткой руки. Однако если Сергей Катанандов взял курс на консолидацию общества, на решение социальных проблем, на поддержку инициатив оппозиции – мы не имели права отказаться от этого курса.