Политика Лжец? Лжец! Лжец...

Наталья ЗАХАРЧУК
№10 (510) 08.03.2006

Это было, пожалуй, самое неожиданное начало сессии за всю историю городского Совета. Заместитель председателя Дмитрий Макеев зачитал письмо, пришедшее в Петросовет из прокуратуры республики. В нем сообщалось о результатах уголовного дела, возбужденного против депутата Петросовета, бывшего руководителя КРОО "Союз участников боевых действий в Чеченской Республике" Павла Бородатова. Выяснилось, что депутат Бородатов, известный своим избирателям как доблестный воин, прошедший Чечню и награжденный за свой подвиг медалью "За отвагу", на самом деле не только никогда не служил на Северном Кавказе, но еще и покинул армию раньше срока, предоставив начальству подложные документы.

Коллеги Бородатова по Петросовету и раньше слышали о его "подвигах", и даже читали о них в газетах. Но одно дело питаться слухами, совсем другое — получить официальное подтверждение.

В Чечне не был

21 февраля 2005 года прокурор Карелии Владимир Панасенко возбудил против Павла Юрьевича Бородатова уголовное дело по статье 339 часть 2 "Уклонение от военной службы путем симуляции болезни или иными способами", предусматривающей наказание до 7 лет тюрьмы.

Оказалось, что, будучи в армии, в январе 2002 года Павел Бородатов предоставил своему военному начальству документы, позволяющие ему рассчитывать на досрочное увольнение. Бородатов был отпущен домой раньше срока, поскольку показал свидетельство о браке и свидетельство о рождении ребенка. Согласно этим документам, у него были жена Виктория Анатольевна и маленький сынишка Леня, родившийся в 2001 году. Как выяснилось позже, оба свидетельства были подложными. Ни в Петрозаводском, ни в питерском, ни в каком ином отделе ЗАГС нашей страны записей о регистрации брака Бородатова и рождения у него ребенка в период с 1997-го по 2004 год нет.

Кроме этого, в ходе прокурорской проверки выяснилось, что Бородатов, который еще совсем недавно возглавлял в Петрозаводске общественную организацию воинов-чеченцев и писал в анкетах и листовках, что награжден медалью "За отвагу", на самом деле никогда не служил на Северном Кавказе. Весь свой армейский срок (учитывая досрочное увольнение – 8 месяцев) он провел в роте радиационной, химической и биологической защиты в Ленинградской области и за время службы ни разу не покидал пределов части. Это подтверждается не только документами, но и свидетельскими показаниями людей, которые знали Бородатова лично, — его командиров и сослуживцев. То есть, рассказывая о своих боевых заслугах, наш депутат попросту обманывал людей, в том числе и своих избирателей на Древлянке. На самом деле у него нет государственных наград за службу в Чечне, да и не могло быть — он там не воевал.

Как сообщается в письме, которое зачитал Дмитрий Макеев, вина Бородатова в уклонении от военной службы была доказана полностью. Но, поскольку срок давности с момента совершения им преступления уже истек, уголовное дело было прекращено 26 февраля этого года. В письме говорится, что Бородатов, вызванный в прокуратуру, согласился с прекращением уголовного дела по не реабилитирующей статье, что фактически является признанием вины.

Членом "Единой России" не является

Услышав все это, депутаты, конечно, испытали шок. Одно дело подделать документы, чтобы "закосить" от армии, другое – сделать себе пиар на горе матерей, потерявших сыновей в Чечне. Впрочем, удивились не все. Представителям "Единой России" в Петросовете о "подвигах" Бородатова было известно давно. Еще в мае прошлого года на заседании политсовета петрозаводского отделения "Единой России" Павла Бородатова исключили из партийных рядов с короткой формулировкой "за дискредитацию партии".

Плагиат, подделка документов, введение в заблуждение работодателей и неэтичное поведение, объясняемое отсутствием каких бы то ни было моральных установок, — вот неполный перечень обвинений, которые предъявили Бородатову соратники по партии. Понятно, что "единороссы" постарались не выносить сор из избы: они выгнали Бородатова потихоньку, чтобы его одиозная фигура не бросала тень на всю организацию. Однако истории из жизни депутата, ставшие причиной изгнания, все равно просочились наружу. Некоторые из них фигурируют и в уголовном деле, ведь прокуратура, занимаясь расследованием одного эпизода, досконально изучила всю биографию Бородатова. Вот только некоторые "оплошности", которые он допустил на пути к депутатству.

Повести не писал

В октябре 2002 года в нашей газете за подписью Павла Бородатова появилась статья "Семь серий о войне". Позднее выяснилось, что трогательный и талантливый текст о Чечне Бородатов откровенно списал у журналиста Аркадия Бабченко, который годом раньше опубликовал свою повесть "Десять серий о войне" в журнале "Октябрь". За свою повесть Бабченко был удостоен премии "Дебют" за 2001 год. Она до сих пор находится в свободном доступе в Интернете. Что же касается Бородатова, он, как доказала теперь прокуратура, ни одной "серии о войне" по личным впечатлениям снять не мог.

В лауреаты не выдвигался

В январе 2003 года Бородатова исключили из КРОО "Союз участников боевых действий в Чеченской Республике". Поводом стала история с присвоением ему звания "Лауреат года Петрозаводска". Как оказалось, Бородатов самым банальным образом подделал подпись председателя правления организации Даниила Гвоздева под самостоятельно сочиненной характеристикой, где Павел Юрьевич расписал свои заслуги, в том числе боевые, и направил документы в администрацию Петрозаводска. За нарушение Устава, подделку документов и неэтичное поведение Павел Бородатов был освобожден от должности заместителя председателя правления и исключен из списков уважаемой организации. Позднее он создал другую общественную организацию "Союз ветеранов боевых действий", куда по необходимости насобирал новых людей, в том числе никогда не воевавших в Чечне. К слову сказать, именно под маркой этой новоиспеченной организации Бородатов вместе с другим кандидатом, Олегом Еремеевым, шли в Петросовет, и во многом ей обязаны своей победой на выборах. Избиратели Древлянки, отдавшие им свои голоса, вряд ли подозревали, что имеют дело с "фирмой-двойником".

В МГУ не учился

Реальная биография Бородатова, кроме него самого, известна, наверное, только тем, кто занимался расследованием его уголовного дела. В одной предвыборной листовке кандидата в депутаты Бородатова сообщается, что Павел Бородатов поступил на журфак МГУ, в другой утверждается, что он окончил экономический факультет Московского университета по специальности "менеджер-экономист". Зато при переводе в петрозаводский филиал Современного гуманитарного института он представил документы об окончании Московского экстерного гуманитарного университета "Приоритетный триграндпедиум". Судя по академической справке, в этот вуз он был принят в марте 1998 года, а завершил обучение в декабре 1998 года. За это время он успел изучить 33 дисциплины, общее количество прослушанных им часов составляет 5338. Получается, что в течение девяти месяцев Бородатов учился по 20 часов в сутки, оставляя на сон, еду, дорогу и т.д. по 4 часа в день. Так что даже подлинность диплома, полученного им в итоге в Современном гуманитарном институте, можно поставить под сомнение. Что же касается обучения в МГУ, доподлинно известно, что Бородатов не учился в нем ни одного дня.

Депутатом не останется?

После прочтения письма депутаты, конечно, не могли не дать слово самому Бородатову. И он, глядя в глаза своим коллегам, сказал, что своей вины не признает, хотя с прекращением уголовного дела и согласился. На самом деле от службы он не уклонялся, а информация из прокуратуры, по его мнению, не соответствует действительности.

Что будет с Бородатовым дальше? Останется ли он депутатом после того, как стало известно о лжи в листовках? В Петросовете не знают. Механизм отзыва настолько неповоротлив, что им никогда еще не пользовались. Самое главное — чтобы лишить депутата полномочий, инициатива должна исходить от избирателей, а они, введенные в заблуждение Бородатовым, в большинстве своем даже не подозревают о его деяниях. К тому же Бородатов, попав в Петросовет, не избавился от вредной привычки присваивать себе чужие достижения. Все начинания депутатов от Попечительского совета Древлянки (Бородатов не входит в их число) он приписывает исключительно себе и своему коллеге Олегу Еремееву, так что несведущие жители микрорайона наверняка говорят ему спасибо за то, чего он никогда не делал.

Впрочем, первый шаг на пути к разоблачению обманщика все-таки сделан. Прокуратура Карелии наконец-то дала свою оценку его деятельности. А это, согласитесь, уже немало.