Общество Я и мое дело

Губерния
№10 (510) 08.03.2006

Сейчас уже с трудом вспоминается, что гигантское здание на ул. Горького, 25 в Петрозаводске когда-то было Слюдяной фабрикой. Так быстро крупный Торговый центр "Гоголевский", появившийся на ее месте, стал частью городской жизни. На его территории около ста торговых точек. Одежда, обувь, игрушки, рыба, мед, колбаса... Коллектив в несколько сотен человек. И всем этим руководит хрупкая женщина – Нубар Максимова.

— Нубар Аладдиновна, как вы этого добились?

— Я совсем этого не добивалась. Я всегда мечтала быть журналистом. Закончила школу в Азербайджане и приехала в Петрозаводск поступать на филологический факультет. А поступила на физико-математический. Думала, поучусь немного, а потом брошу и поступлю туда, куда хочу. Но дух физмата меня захватил.

Я никогда не хотела работать в торговле и никогда не хотела быть математиком. Но сегодня я понимаю, что именно математика дала мне в жизни очень много. Моя работа – это всегда решение задач. Для меня нет слов "я этого не знаю" или "я этого не умею", есть только "я научусь", "я преодолею", "я буду знать".

— Что привело вас в торговлю?

— Мы с мужем работали в Вычислительном центре. Потом началась перестройка. Центр закрылся. Надо было как-то жить. К тому моменту у нас уже было двое детей. Именно торговля дала нашей семье шанс выжить. Мы работали частными предпринимателями на оптовой базе, торговали продуктами питания.

— Долго вы там проработали?

— Три года, а потом мне предложили быть директором будущего Торгового центра. Я целый месяц думала. И в результате согласилась. Когда я первый раз пришла в помещение бывшей Слюдяной фабрики и меня повели по этим цехам… Я была в шоке. "А где рынок?" — спрашиваю. Мне сказали, что на все готовое может прийти любой. У нас же впереди была еще большая работа.

— Что от вас требовалось?

— В мою задачу входило определить, где и какой зал будет находиться, где и чем будут торговать. В тот момент мне казалось, что со мной шутят. Мне дали кучу справочной литературы и

СНИПов. Я закопалась в этих бумагах. Но, несмотря на то, что было очень тяжело, я работала с большим энтузиазмом. Это была такая хорошая идея — сделать крытый оборудованный торговый центр. В то время все рынки были на улице.

— Сколько времени вам потребовалось, чтобы довести центр "до ума"?

— Два года. В 1997 году я пришла сюда, а в 1999 году состоялось открытие.

— Трудно было уговорить людей прийти сюда торговать?

— Да. Это было самое сложное. Многие в городе говорили, что идея сделать из здания фабрики торговый центр — безумие. Ведь здесь никогда не было торговых точек. Говорили, что торговать к нам никто не пойдет и у нас ничего не получится.

— Вас это не испугало?

— Нет. Я ходила по торговым точкам города и приглашала арендаторов. Рассказывала им, какие у нас условия. На тот момент мы были единственными, кто сдавал в аренду не просто площадь, а готовые торговые места. Некоторые встречали меня с недоверием. Но если я видела, что товар у них неплохой, я находила способ их уговорить. Девяносто процентов арендаторов я уговорила прийти всего на три месяца. Говорила: "Попробуйте, не понравится — уйдете". Но многие из них до сих пор здесь.

— Центр сразу начал приносить прибыль?

— Вопреки всем прогнозам. Мы открылись 25 июня, и к середине августа у нас уже не было свободных мест. А желающих торговать на наших площадях оставалось еще около трехсот человек. Сегодня их намного меньше, но и торговых центров намного больше. В этом есть свои плюсы. Раньше, если арендатор меня не устраивал, я не знала, как расторгнуть с ним договор. Ему некуда было идти. Сейчас с этим намного проще.

— Часто вам приходится расторгать договоры?

— Нет. Нечасто. Обычно достаточно замечаний. Я говорила нашим арендаторам: "Если вы будете идти в ногу со временем, пересматривать свой товар и его качество, искать новые виды — все будет нормально. Но если вы останетесь стоять на месте — нам придется расстаться". Еще одна причина непродления договора аренды – невыполнение арендатором внутренних распорядков. Например, если продавцы опаздывают на работу или раньше уходят домой, оставляют свои рабочие места. Еще один важный критерий – работа арендатора с покупателем по защите прав потребителей. Администрация Гоголевского торгового центра всегда вмешивается, если наш арендатор не может договориться с покупателем. Покупатель должен знать, что его права защитят. Это работает на наш имидж.

— Получить место в ТЦ "Гоголевский" может любой?

— Желающих торговать в Гоголевском торговом центре всегда было много. И тогда, и сейчас. Но жизнь диктует свои условия. Если тогда я еще могла себе позволить взять на свободное место случайного арендатора, то сейчас уже нет. С каждым днем покупатель становится все более разборчивым. Мои первые вопросы к потенциальному арендатору: "Где у вас точка?" и "Как давно вы работаете?". Потом я еду и смотрю его товар. Если мне не нравится то, чем человек торгует, я его не возьму.

— Каковы критерии отбора?

— Чтобы качество товара соответствовало сегодняшнему дню. Многие сегодня боятся привозить дорогой товар. Боятся, что его не будут покупать. Но жизнь показала, что эти опасения напрасны. На "Третьей линии" мы сейчас открыли достаточно дорогие отделы. И у них есть свой покупатель. У людей должен быть выбор.

— Как вы справляетесь с таким огромным коллективом?

— Я южный человек, очень темпераментная, эмоциональная. На этой работе я научилась терпеть. Конечно, договор аренды можно в любой момент расторгнуть и разойтись, но за расторжением договора всегда стоит человек, а это целый мир. Каждый человек требует к себе особого отношения. И надо уметь ждать.

— Мы слышали, у вас жесткая дисциплина?

— Есть такая. В первые годы работы Центра была большая текучесть продавцов. Например, побежали покурить, а в это время пришел покупатель. Разве это дело? И мы прописали им правила. Чтобы не ели на рабочих местах и не оставляли их. Чтобы, если нужно уйти, вешали табличку "Технический перерыв" и указывали время, когда он закончится.

У меня есть арендаторы, у которых точки в нескольких торговых центрах. Так они мне говорят, что такой дисциплины, как у нас, нет нигде.

— Насколько прибыльный этот бизнес?

— Любое дело, если им заниматься упорно и уделять ему много времени, прибыльное. Просто надо уметь вкладывать, чтобы потом получать прибыль.

— С кем проще работать: с мужчинами или с женщинами?

— Пусть на меня не обидятся мужчины, но мне кажется, что движущей силой в Карелии являются женщины. Они более организованны и более творчески относятся к товару. Ведь мало привезти товар, нужно найти продавца, организовать работу, интересно преподнести продукцию. Но и среди мужчин есть приятные исключения.

— Такая работа доставляет радость?

— Еще какую!