Общество Маршрут в ужасы капитализма

Илона РАДКЕВИЧ
№19 (519) 10.05.2006

И не знаешь: радоваться или грустить. С одной стороны, конфликты между работодателями и работниками, все чаще вспыхивающие в Карелии, говорят об одном: людям жить уже невмоготу. Тарифы ЖКХ, рост цен на товары и услуги все больше людей выталкивают за черту бедности. С другой стороны, битвы, которые ведут профсоюзы, вселяют надежду — люди отстаивают свои права. Значит, большинство не намерено спокойно наблюдать, как за их счет единицы сколачивают капиталы.

На минувшей неделе спокойствие владельцев и директора нарушили профсоюзы петрозаводского Троллейбусного управления. На своей конференции они потребовали решения накопившихся на предприятии проблем.

— Когда мы переходили из муниципального предприятия в ОАО, нам обещали (и мэр города при этом присутствовал), что все условия коллективного договора будут выполняться. Через четыре месяца мы все увидели, как они выполняются, — начала свое выступление на конференции председатель профкома Троллейбусного управления Надежда Булатова. — Сейчас нарушаются все социальные гарантии, которые раньше предприятие предоставляло своим работникам. Зарплата уже давно выплачивается тремя частями и с задержками. Будь ее размер двадцать или тридцать тысяч, никто бы такому графику не возмущался. А когда зарплата пять или шесть тысяч рублей (например, у кондукторов), то люди не могут толком распланировать свой домашний бюджет и не знают, в какой момент им платить за квартиру или детский сад. (Зарплата водителей в ТУ — 10-12 тысяч, кондукторов — от 5 до 9. — Прим. автора.) Проблемы есть и с оплатой учебных отпусков, донорских дней и отпусков за вредность.

"Карельская Губернiя" на раз писала о том, как без согласования с Петросоветом, не посоветовавшись с горожанами, мэр Петрозаводска передал муниципальное Троллейбусное управление в аренду частнику из-за пределов республики. После этого последовали рост тарифов на проезд, сокращение графика работы и наступление на социальные гарантии рабочих.

Впрочем, директор Троллейбусного управления Андрей Афанасьев высказал на конференции свою правду.

Задержки заработной платы, по его мнению, на предприятии небольшие. Они действительно составляют всего несколько дней. Выплачиваться по договору зарплата должна не реже одного раза в месяц, а сколько именно, не сказано. Что касается "донорских", то они лежат камнем на предприятии: за работу в ночные смены в прошлом году ТУ выплатило 981 тысячу рублей, а за донорские дни — 925 тысяч, и эту сумму никто не компенсировал.

Ученический отпуск тоже оплачивать невыгодно. Здесь в качестве примера Андрей Афанасьев привел недавний случай. Девочка-кондуктор, отработав на предприятии всего две недели, принесла справку о том, что ее нужно отпустить на учебу. На вопрос: "Где учишься?", ответила: "В строительном техникуме по специальности "техник-технолог". Директор удивился: ведь на их предприятии она никогда не найдет работу по этой специальности, а в ответ услышал, что работать в Троллейбусном управлении молодая особа не собирается.

— На первом курсе ученический отпуск — 30 дней, а на последнем — почти четыре месяца. Все это время человек числится на работе. Мы ему выплачиваем зарплату, но никто не говорит, где ее взять, — объяснял Андрей Афанасьев. Директор попытался найти компромисс и между жестким курсом на капитализм, и социальными гарантиями: например, заключать ученические договора, в которых было бы прописано, что после учебы специалист не кинет родное предприятие, а хотя бы два года на нем отработает.

Упал на баранку и рули

Еще больше людей волновали вопросы, касающиеся режима работы. Им недовольны практически все. Как только руководство предприятия ввело новый график, появилась так называемая средняя смена. Если раньше, работая в первую и вторую смены, люди находились на маршруте по восемь часов в день, то сегодня они крутят баранку и собирают билеты по 10-12 часов.

— Расписание сделано так, что водитель падает на руль и катает. А приезжает он никакой, — говорят водители. — Безопасность сразу нарушается. Если водитель "Газели" может посидеть, покурить, то у водителя троллейбуса между некоторыми рейсами простой — минуты три. Нам иногда даже в туалет сходить некогда.

— Вы спрашиваете, где взять деньги? А почему бы вместо того, чтобы отменять вечерние рейсы, просто не поднять на них стоимость билетов? — предлагали рабочие ТУ. И их логику можно понять: если уж наступил капитализм, то пусть он наступит для всех.

— Как только мы ввели новое расписание, сразу получили обратную реакцию, — сообщил директор "ТУ". — Начались звонки из "Петрозаводскмаша", "ДСК": "Уважаемый директор, да вы что? У нас смена заканчивается в 23 часа, и в 23.30 нам нужен троллейбус". Но начиная с 21 часа и до 23-х наши троллейбусы возят воздух, а должны работать при максимальной наполняемости. Я предложил этим предприятиям, раз им нужен наш транспорт, доплачивать нам за нерентабельные рейсы. На том конце провода задумались.

Сегодня директор ТУ подтверждает: новый график работы троллейбусов — не окончательное решение. На большую часть маршрутов уже вернулись ранние и поздние рейсы. Руководство предприятия методом "проб и ошибок" пытается найти оптимальный вариант по использованию подвижного состава.

...Когда-то рабочие соседних с нами Финляндии, Швеции, Норвегии добивались для себя таких социальных гарантий, которые были у граждан СССР: фиксированного рабочего дня, отпуска, бесплатного образования и медицинского обслуживания… Проводили митинги, забастовки, поддерживали демократические партии на выборах во власть. И добились! Выстроили систему, при которой и предприятия не гибнут под гнетом социальных функций, и работники довольны. Сегодня в этих капиталистических странах государство и думать не смеет, чтобы отобрать что-то из отвоеванного народом. Одной моей подруге как-то случилось быть в Норвегии, когда тамошние профсоюзы объявили всеобщую забастовку. "Что случилось?" — спросила она у местного населения. Оказалось, что один их политик со странностями типа нашего Жириновского заявил, что нужно отменить один праздничный день и сделать его рабочим. Буквально сразу же норвежский парламент и правительство публично поклялись, что ничего такого не планировали, выходной останется. Но профсоюзы ответили: "Ну уж нет, не надо глупости говорить!" И объявили забастовку протеста на всю страну. Чтобы работодатель и власти страх имели.

...Сегодня наш троллейбус на всех парах мчится к капитализму, губя многое на своем пути. Но какой капитализм мы построим? Во многом это зависит от каждого из нас...