Общество Взятки гладки?

Евгения Покровская
№20 (520) 17.05.2006

Прошло уже больше года с тех пор, как в "Карельской Губернiи" впервые появилась заметка о неблаговидном поступке директора Петрозаводского ДРСУ Владимира Чепарева. Напомним, Чепарев вывез к себе на дачу в Бесовец плиты, которыми был облицован мост на участке автодороги "Петрозаводск — Ошта". После нескольких неудачных попыток завести на начальника Петрозаводского ДРСУ уголовное дело ситуация достигла, казалось бы, логического завершения — Владимир Чепарев предстал перед судом. Однако, по словам старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры РК Юрия Егорова, сейчас события развиваются, как в дурном анекдоте. Впрочем, обо всем по порядку.

Плиты для дачи

В 2005 году "Карельская Губернiя" рассказала о краже плит с моста в Прионежском районе. Всего было похищено 88 плит. Чепареву, похоже, и дела не было до того, что весной уровень воды в реке поднимается и мост может просто-напросто размыть.

После проведенного журналистского расследования и последовавшего вслед за ним поручения прокуратуры РК милиция опросила героя нашей статьи, рабочего Петрозаводского ДРСУ Валерия Леонтьева.

— Леонтьев рассказал следующее: в одну из пятниц 2004 года он получил от своего начальника указание съездить на сорок второй километр трассы "Петрозаводск — Ошта". Мол, там ему загрузят плиты, которые он потом отвезет на дачу к Чепареву, — говорит старший следователь Юрий Егоров. — Рабочий — человек подневольный, что ему сказали, то он и должен сделать. Поэтому в конце рабочего дня Леонтьев отправился на сорок второй километр, загрузился плитами и приехал на дачу к директору. Там его почему-то никто не встретил. Самостоятельно разгрузить плиты рабочий, конечно же, не мог. Поэтому он постоял какое-то время, подождал, а потом вернулся на территорию предприятия, оставил плиты там и ушел домой. В понедельник Леонтьева вызвал к себе начальник и отчитал: мол, почему он не выполнил указание. Леонтьев объяснил ситуацию, однако начальник в ответ заявил, что тот пьян, поэтому работать на машине не имеет права. Пока рабочий ходил в наркологический диспансер на медицинское освидетельствование, которое, кстати, показало, что он совершенно трезв, на машину поставили другого водителя. Тот отправился на дачу к Чепареву, прихватив с собой студентов-практикантов. Они быстренько разгрузили плиты.

В следующую пятницу Леонтьеву снова дали указание съездить на сорок второй километр. Когда он подъехал к мосту, то увидел, что из моста уже "наковыряли" 58 плит. Восемь плит отдали начальнику участка в поселке Уя, который заблаговременно договорился об этом с Чепаревым, остальные пятьдесят плит отправились на дачный участок к директору Петрозаводского ДРСУ в деревню Бесовец. После того как работа была сделана, Леонтьева по каким-то нелепым и надуманным обстоятельствам уволили.

Бобры виноваты

Следствие по делу Чепарева длилось почти год. Десять раз милиция предоставляла собранную информацию в прокуратуру Прионежского района и десять раз получала отказ в возбуждении уголовного дела — "из-за недостатка улик". Причем на тот момент Чепарев уже признался в вывозе плит, но виноватым себя считать отказывался. Он настаивал на том, что плиты — его собственность.

Украденное в течение года благополучно лежало на даче Чепарева. Когда дело перешло в руки к следователям республиканской прокуратуры, те приехали на дачный участок начальника Петрозаводского ДРСУ и глазам своим не поверили: плиты все еще были на месте! Как будто и не было нескольких строгих предупреждений, вынесенных Владимиру Чепареву. Пришлось признать плиты вещественным доказательством и изъять. Теперь они хранятся на складе.

Кстати, начальник участка в Уе, который тоже стал обладателем восьми плит, краденое вернул, и к нему сегодня никаких претензий нет. Чепарев же пошел по другому пути. Вначале он ссылался на то, что плиты находились в непригодном состоянии, поскольку в 2004 году в районе моста прорвало бобровую плотину и вода сильно повредила конус моста. Рабочие якобы вылавливали плиты из реки, где те затонули. Следствие установило, что прорыв действительно был, да вот только мост он никак не затронул. Срок годности плит составляет 25 лет, мост был построен в 1992 году. Вот и считайте, сколько бы еще он мог простоять без серьезного ремонта.

Тогда Чепарев придумал другой выход: он пришел в бухгалтерию и приказал подготовить документы, из которых следовало, что плиты он честно купил. Причем назначил цену, не соответствующую реальной. Директор ДРСУ заплатил необходимые деньги и решил, что на том дело и кончится.

Придрались к человеку?!

— Пока шло следствие, нас многие спрашивали: да что вы придрались к человеку, он украл всего на каких-то четырнадцать с лишним тысяч рублей, — рассказывает Юрий Егоров. — Но ведь если бы подобную кражу совершил обычный работяга, он давно бы уже находился в местах не столь отдаленных. Обычных людей за мешок картошки сажают, а с начальников, как говорится, взятки гладки. Чепарев при хищении пользовался не своей собственной машиной, а машиной предприятия. Плюс ко всему задействовал рабочую силу, тоже принадлежащую предприятию. Все это денег стоит! Если суд признает Чепарева виновным, он все равно получит не слишком серьезное наказание. Строительство — вообще такая отрасль, где очень легко что-то украсть. Кто там разберется, где песка недосыпали? Да и стоят строители друг за друга железно. Мы в этом на собственном опыте убедились.

Нужны примеры? Один из сотрудников ДРСУ дал показания, в которых подтвердил, что Чепарев действительно распоряжался отвезти плиты к себе на дачу. А на суде заявил: никаких показаний я не давал, подпись не моя.

Дальше — больше. Министерство госсобственности, от которого изначально исходила инициатива расследования хищения, категорически отказалось признавать себя потерпевшей стороной. Заместитель министра утверждал, что никакого ущерба им не причинено, поэтому исковое заявление они принимать не будут. Потерпевшая сторона — Петрозаводское ДРСУ — тоже настаивала на отсутствии ущерба. "Ободранный" мост, рабочая сила и механизмы, принадлежащие предприятию, — все это, очевидно, не в счет.

Кстати, Чепарев обещал возместить ущерб и восстановить мост. Что он, собственно говоря, и сделал. Однако вместо плит приказал рабочим использовать бетон и доски. Так дешевле. Из досок сделали деревянный каркас с ячейками, ячейки залили бетоном. Только вот толщина бетона не превышает пары сантиметров и при легком надавливании он ломается. Еще более возмутительный факт: следствие установило, что даже эти работы Чепарев проделал… за счет предприятия! В бухгалтерии предприятия обнаружились липовые смета и договор, где Чепарев одновременно значится и заказчиком, и подрядчиком всех работ.

Трудно предположить, чем закончится суд. Если Министерство госсобственности и Петрозаводское ДРСУ будут так яростно отпираться, то дело может зайти в тупик. Поведением этих двух сторон удивлены даже судьи. И если Чепарева так и не признают виновным, мы получим очередное доказательство и так всем знакомой аксиомы: начальникам позволено все.