Общество Призывнее призывать

Александр ФУКС
№24 (524) 14.06.2006

Руководитель некоммерческого экспертно-правового партнерства "Союз" Игорь Пальцев направил в Петрозаводскую прокуратуру заявление. Он считает, что городской военкомат, осуществляя весенний призыв, допускает нарушения закона.

Нарушать, но призывать

Известно, что учащимся должна предоставляться отсрочка от призыва в армию. Призыв же, согласно 26-й статье того же закона, включает в себя три стадии:

— явку на медицинское освидетельствование;

— явку на заседание призывной комиссии;

— отправку к месту прохождения военной службы.

Иными словами, говорит Пальцев, вызов на медицинское освидетельствование является уже частью призывных действий, и до тех пор, пока люди не закончат учебу, вызывать их на это освидетельствование противозаконно. Между тем Пальцев утверждает, что в Карелии данная практика широко распространена. Судя по обращениям в партнерство "Союз", такие нарушения касаются учащихся и студентов почти всех образовательных учреждений республики.

Вызывают на медкомиссию обычно в мае. А это, как пишет Пальцев в своем заявлении, "приводит к отвлечению учащихся от процесса обучения в самый сложный образовательный период – государственных экзаменов, производственной практики и защиты дипломных работ… Кроме того, многим учащимся военкомат отказывает даже в праве получить диплом об окончании учебного заведения – дата в повестке на отправку в войска значится часто раньше…". Пальцев просит прокуратуру внести представление об устранении указанных нарушений законодательства и наказать виновных.

Часть призыва – не призыв

Начальник отдела призыва РК полковник Андрей Артемьев с Игорем Пальцевым не согласен. Военкоматы вынуждены, объяснил он, вызывать учащихся на медкомиссии пораньше, так как иначе за 2-3 дня до призыва врачи попросту не успеют провести качественное обследование. Да и многочисленные подзаконные акты обязывают военных проводить медобследование до завершения работы призывной комиссии.

Вопрос этот уже разбирался прокуратурой около трех лет назад, и тогда действия военкомата были признаны законными. Единственное, прокуратура рекомендовала вызывать учащихся на медицинские и призывные комиссии не в ущерб экзаменам. Конечно, за всеми выпускниками не уследишь. Бывает, что вызывают человека в день экзамена или зачета. Но тогда призывнику нужно просто позвонить в военкомат, объяснить ситуацию, и военкомат обязательно пойдет ему навстречу. (Игорь Пальцев утверждает, что в действительности так не происходит.) В доказательство законности действий военных Андрей Артемьев представил два решения Петрозаводского городского суда за 2003 год. Там петрозаводские судьи трактовали эту ситуацию следующим образом: призыв действительно включает в себя три составляющие: медицинское освидетельствование, призывную комиссию и отправку в войска. Стало быть, до отправки призыв нельзя считать завершенным, и, значит, никакого нарушения закона здесь нет. Часть призыва не есть призыв, и, выходит, право учащегося на отсрочку не ущемляется.

Довести до абсурда

Вот такая казуистика. Независимые юристы, к которым мы обратились, отметили, что закон в этой части прописан недостаточно четко и поэтому позволяет двоякое его толкование. Кстати, с тем, что формулировка закона далеко не совершенна, согласился и полковник Артемьев. Пальцев же, комментируя подобные судебные решения, сказал, что так можно дойти до полного абсурда. Если вызов на медкомиссию – это еще не призыв, то и неявка на нее не может считаться уклонением от призыва. А стало быть, призывники во всей стране могут просто не являться на медицинское освидетельствование, и никто не сможет привлечь их к ответственности за уклонение от призыва. Ведь если исходить из логики петрозаводских судей, пока не осуществлена отправка в войска, призыва как бы и не было. По мнению Игоря Пальцева, подобные судебные решения военкоматы должны прятать как можно дальше, ибо, если исходить из таких прецедентов, можно развалить всю армию.

Отдых – это тлетворное влияние запада

Ситуация, как видим, непростая. Чтобы нормально обследовать здоровье призывника, военкоматы вынуждены начинать призывные действия еще во время действия отсрочки. А это при желании можно расценивать как нарушение закона и начинать тяжбы. Но что мешает военным призывать выпускников учебных заведений не в весенний призыв, а осенью? Никуда не торопиться, не дергать учащихся во время экзаменов и защиты дипломов? Не вступать в противоречие с плохо сформулированным законом? На это полковник Артемьев ответил следующее:

— Все это делается согласно директивам Генерального штаба на основании указа президента и приказа министра обороны.

— Но зачем такая горячка?

— Ради безопасности государства.

— Неужели наше государство находится в такой опасности, что выпускники учебных заведений не должны иметь времени на трудоустройство и права на каникулы?

На этот вопрос полковник Артемьев ответил, что это совершенно прозападная позиция, видимо, имея в виду, что только на Западе молодые люди могут позволить себе мечтать об отдыхе после учебы.

Понятно, военные опасаются, что за три месяца до начала осеннего призыва часть выпускников может успеть поступить в аспирантуру, стать сельским учителем или врачом (последним отсрочку обещают отменить) и таким образом уйти от призыва. Похоже, что, по мнению военных, все эти категории граждан приносят явный вред обороноспособности нашей страны. Не исключено, что кто-то под предлогом переезда может сняться с воинского учета и попросту исчезнуть. Но возникает вопрос: все ли в порядке в армии, которая так боится, что с ней не хотят иметь дела. И, действительно, так ли велика внешняя угроза, которой нас постоянно пугают? Или, может, все проще: у военных есть свой план, свое начальство и своя система наказаний. Недосчитался призывника – получил проблемы по службе. Быть может, люди просто решают свои рабочие вопросы, маскируя их под внушительные разговоры о безопасности, долге и интересах страны?