"Липа" — написано возле многих работ народного художника России Кронида Гоголева. И это правда, это настоящая липа, превращенная резцом Мастера в подлинные шедевры. "Глубокая многослойная резьба" позволила Крониду Александровичу наполнить свои работы светом и жизнью, и даже пресыщенные москвичи еще в 1984 году написали про две его персональные выставки в столице: "Это открытие! Это возрождение утерянных достижений русской школы резьбы по дереву, но на новом уровне!"
После признания в Москве карельские художники приняли его в свой союз. А еще через двадцать лет в карельском Музее ИЗО впервые открылась персональная выставка Кронида Гоголева. До этого он выставлялся в Петрозаводске только один раз – в выставочном зале.
Признание? Полноте! Оно пришло гораздо раньше. Работы народного художника из Сортавалы есть в коллекциях Владимира Путина, Бориса Ельцина, Патриарха Алексия II, Анатолия Чубайса… Персональные выставки уже давно прошли в Кремле и в Совете Федерации. Более трех десятков книг отзывов хранят отзывы артистов, политиков, простых людей, посетивших его выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Финляндии, Швеции, Японии, Чехии, Польше, Германии…
Ушел от карателей
Кстати, в Германию Кронид Гоголев впервые попал в 1945 году. Когда началась война, сыну бывшего священника было 15 лет. В тот год он пережил карательную экспедицию немцев на Новгородчине и вместе с сестрой ушел к партизанам. В 1942 году перешел линию фронта и в Валдае по малолетству был определен в истребительный батальон. Еще через год Кронида призвали на действительную службу.
И надо же было так выпасть, что попал он на Карельский фронт и проходил с оружием в руках как раз по тем местам, которые позже воспел в своих картинах.
— В Лахденпохье есть музей 142-й дивизии. Это моя дивизия! — с гордостью говорил Кронид Гоголев во время нашей встречи в его сортавальской мастерской три года назад.
Победу Кронид Александрович встретил в Померании, но до дембеля ему было еще далеко. Понюхавшего пороху юношу определили на Балтийский флот, где и служил он на "морском охотнике". И лишь в 1950 году списался на берег.
— У меня в ту пору была двубортная шинель и фуражка с "капустой", — с улыбкой вспоминает бывший главстаршина.
Умение побеждать
Нелегко было после 9-летней службы, после фронта в 24 года садиться за школьную парту. Одноклассники были младше Кронида на десять лет. Но он смог, справился и с этой задачей. И поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище.
— В 1967 году, после окончания училища, я по приглашению приехал в Кестеньгу, — рассказывает мастер. — Чем-то привлекла меня Карелия.
Через некоторое время бывшие сокурсники стали звать Гоголева в город на Неве. А он поехал в Сортавалу, где стал работать простым учителем рисования в школе. Потом была работа в созданной им самим детской художественной школе и, конечно же, над своими работами.
После произведенного в 1984 году фурора в Москве в Сортавале началась война за выставочный зал. Идея его открытия принадлежала Крониду Александровичу, и власти, такое тоже бывало, поддержали его. Даже подыскали помещение, принадлежащее торговле. Но торговые работники всей грудью стали на защиту пропахшего брюквой и кислой капустой овощного склада в центре Сортавалы. Однако Гоголев выиграл и эту битву. С 1988 года Сортавалу украшает городской выставочный зал, в котором кого только не было.
В мае 2002 года у выставочного зала полдня простояла целая колонна шикарных иномарок. На крыльце курила свита важного лица. А само лицо, известное всей стране, в одиночестве смотрело работы Кронида Гоголева.
— Я даже удивился, — говорит Кронид Александрович. — Ходит и ходит, подолгу стоит у каждой работы. Его свита раза три курить выходила, а он все смотрит.
Потом московский гость подошел к художнику, чтобы поблагодарить его, и предложил:
— А если я вас приглашу в Москве выставиться? Согласитесь?
— Соглашусь, Анатолий Борисович, — просто ответил Чубайсу Кронид Александрович.
Менее чем через год работы Гоголева выставлялись в РАО "ЕЭС". И на ее открытии Чубайс сказал:
— Честно скажу, не хотел идти на выставку в Сортавале. Подумаешь, есть какой-то местный художник. Но то, что увидел, поразило меня. Кронид Александрович, есть у вас какое-нибудь желание?
Гоголев признался, что уже давно готовы макеты альбома, но нет денег, чтобы выпустить его. Деньги в РАО "ЕЭС" нашлись. Альбом работ Кронида Гоголева вышел в свет.
Выстоял
В том же году у Кронида Гоголева должна была состояться еще одна выставка в Москве. Его сын на попутной машине знакомой предпринимательницы повез работы отца в столицу. Произошло непредвиденное. Водитель заснул за рулем и машина перевернулась. Погибли все. Часть картин была растащена, были украдены деньги предпринимательницы, были даже вынуты сережки из ее ушей. Когда Кронид Александрович рассказывает об этом, на его глазах стоят слезы. И все же в свои тогдашние 76 лет, несмотря на горе, он нашел в себе силы несколько месяцев реставрировать уцелевшие в аварии картины.
И вот Крониду Гоголеву – восемьдесят. Казалось бы, пора на покой. Но нет.
— Работать, есть много задумок, — отвечает Мастер, когда его спрашивают, что бы он хотел еще сделать...