Инцидент случился в минувшую среду, 12 июля. Комета забрала утром в Беломорске 103 человека, желающих посетить Соловки, и благополучно доставила их к месту назначения. Но выйти люди не смогли. Нет, террористы тут, слава богу, ни при чем. Более полутора часов люди провели на судне без пищи и воды благодаря предпринимателю, арендующему причал.
Он устал ждать, когда Беломорско-Онежское пароходство оплатит ему проход пассажиров по причалу: 50 рублей с человека, двигающегося с судна, и 45 рублей за того же человека, возвращающегося на судно. Так, местные жители и гости республики неожиданно стали заложниками, говоря юридическим языком, спора двух хозяйствующих субъектов.
Мнение каждой стороны внешне выглядит довольно аргументированно. Предприниматель Павел Димитрюхин взял в аренду единственный "рабочий" на Соловках причал в прошлом году. И, по словам главы Соловецкого поселения Дмитрия Лугового, взял в весьма плачевном состоянии. Установленных расценок только за швартование судна (1300 рублей) оказалось для обслуживания причала мало. Тогда появилась идея получать "пошлину за использование причальных сооружений", как назвал ее в разговоре со мной Павел Константинович. Она реализовалась в виде тарифа за "использование причала при пассажирских операциях" в договоре между предпринимателем и пароходством. 95 рублей с носа.
Пароходство такой подход не устроил. Стоимость перевозки пассажира была давно согласована с туроператорами, поставляющими клиентов, и менять цену в разгар сезона, закладывая в нее лишние сто рублей, перевозчик не собирался.
– Я только перевозчик, я лишь обязан доставить людей. Пусть установят на причале турникеты и собирают с пассажиров деньги, если им это так нужно, – говорит гендиректор БОПа Станислав Розалинский.
– Как я могу не пустить российского человека вступить на российскую землю? Это запрещено законом, – отвечает на это Дмитрий Луговой.
На некоторые очевидные вопросы внятного ответа нет вообще. Почему арендатор просто не увеличил сумму швартового сбора на злосчастные сто рублей? Почему перевозчик, еще в прошлом году зная о намерении арендатора собирать эти средства, не побеспокоился, не обговорил с турагентствами увеличение стоимости перевозки? Почему проход пассажира по причалу в одну сторону стоит на 5 рублей больше, чем обратно? Непонятно… Равно как и то, что сама суть пошлины смахивает на "плату за воздух". Как-то трудно представить, что, будь в вас даже 150 килограммов живого веса, пройдя по бетонному причалу, вы нанесете ему ущерб на 95 рублей.
Тем не менее, на чьей стороне истина, решит Арбитражный суд РК. А что до тех пор? Ведь кометы идут на Соловки ежедневно, и порой не по одной. В среду пассажиров выпустили из судна только после звонков из высоких инстанций типа прокуратуры, МЧС и ФСБ, которые предприниматель Павел Димитрюхин обозначил "доброй волей всех заинтересованных сторон". На следующий день, судя по взаимной договоренности сторон, доброй воли еще хватит. "А дальше?" – интересуюсь я. "А дальше беспокоюсь", – говорит Станислав Розалинский. Не прояснил ситуацию и предприниматель.
Выходит, в самый разгар туристического сезона спешить к Соловецким святыням довольно рискованно. А тем, кто не в силах отказаться от мечты, стоит на всякий случай хорошенько запастись провизией, лекарствами, кроссвордами и сдать авиа- и железнодорожные билеты, если собирались покинуть республику в тот же день.
P.S. По последней информации, на 18 июля в Архангельске в Департаменте транспорта и связи намечено обсуждение вопроса о пошлине с участием всех заинтересованных сторон. Пока кометы благополучно швартуются у соловецкого причала без спорного 95-рублевого взноса.