
Напоминаем историю вкратце: три недели назад московская фирма "Авиапроект" с помощью вооруженной охраны заняла территорию компании "Прионежский карьер" и начала некие ремонтные работы на участке железной дороги, по которой с предприятия увозят щебень. Свои действия москвичи объяснили тем, что имеют право как угодно распоряжаться всей недвижимой собственностью Прионежского карьера (с августа 2005 года им принадлежат здания предприятия, линии электропередачи и коммуникации, в то время как у ООО "Прионежский карьер" остались лицензия на добычу щебня и оборудование). Руководители Прионежского карьера назвали действия москвичей рейдерством: мол, вымогают с них высокую арендную плату, несмотря на то, что право фирмы на собственность еще не подтверждено в суде. Через две недели после "захвата" компания "Прионежский карьер" отправила 350 работников на вынужденный простой: по словам руководителей предприятия, нет смысла добывать щебень, который не увезти – дорога-то разрушена. Ни власти, ни правоохранительные органы не вмешиваются в спор "двух хозяйствующих субъектов", тем более что уже полгода этим спором активно занимается суд. Однако тяжба явно затянулась.
Мы вымогаем арендную плату?
Почти две недели после начала всей этой скандальной истории руководство ООО "Авиапроект" не показывалось перед прессой. И лишь 1 августа руководители московской компании созвали пресс-конференцию, на которой и разъяснили свою позицию. Первым делом москвичи уверили журналистов, что имеют все законные основания распоряжаться недвижимой собственностью Прионежского карьера и землей под предприятием: есть соответствующие решения арбитражных судов, вступившие в законную силу. Сейчас в суде продолжаются два процесса, но они якобы не отменяют действия существующих решений суда.
Судебные разбирательства – всегда следствие конфликта. Конфликт же начался из-за денег. По словам руководителя "Авиапроекта" Геннадия Корнилова, на первых порах Прионежский карьер никакого сопротивления своим вынужденным партнерам по бизнесу не оказывал: даже возможность совместной работы обсуждалась. Однако постепенно руководители предприятия стали все более жестко обращаться с "Авиапроектом": "Нас не пускали на предприятие. Работники не могли приступить к работе. Документами зарегистрированы все эти беззаконные акты". В то же время арендную плату "Авиапроекту" руководство карьера также отказывалось платить. Вместо этого Прионежский карьер подавал бесчисленные иски в суд, пытаясь доказать, что приватизация была проведена не по правилам.
Геннадий Корнилов: "В нашей собственности – административно-бытовые здания, 8 путей железной дороги, электросети и дороги. У нас договор с государством об аренде земли на 49 лет – и мы исправно платим за аренду. А Прионежский карьер отказывается нам платить, и у них все тот же тезис: "Дождемся решений всех судов, а потом будем платить". Господин Смородин (Вячеслав Смородин – президент группы компаний "Карелнеруд", которой принадлежит ООО "Прионежский карьер" — Прим. ред.) повсюду в прессе говорит о том, что мы требуем запредельную арендную плату – больше, чем фонд заработной платы у них на заводе. Мы просили 35 тысяч долларов – это плюс-минус 1 миллион рублей, а фонд заработной платы составляет 7-7,5 миллиона. Это в шесть раз меньше. Мы неоднократно предлагали "Карелнеруду" пригласить независимых экспертов, чтобы они оценили собственность и определили арендную плату. Так что вся эта демагогия по поводу того, что мы вымогаем арендную плату… Мы вымогаем арендную плату?! Прекрасное положение с логикой в Карелии!".
Самое трудное было – войти на территорию

Руководители "Авиапроекта" сочли нужным также оправдать способ своего проникновения на территорию Прионежского карьера. Ведь именно вооруженные люди, с помощью которых "Авиапроект" вошел на завод, вызвали наибольшее возмущение общественности. По словам Геннадия Корнилова, работники петербургского частного охранного предприятия, которых нанял "Авиапроект", никакого сопротивления со стороны рабочих и охраны завода не встретили и заняли территорию в течение десяти минут. После этого Геннадий Корнилов сократил отряд наполовину, оставив дежурить на заводе десять чоповцев.
По мнению Корнилова, основания нахождения на территории завода вооруженных людей были признаны законными также и местной прокуратурой, когда спустя неделю "Карелнеруд" пытался в ответ запустить своих "силовиков" на завод. По словам Корнилова, 28 человек, нанятых "Карелнерудом", пытались штурмом захватить здание, однако закончилось все тем, что отряды обеих сторон стали друг против друга на лестницах и этажах. Однако когда приехали представители прокуратуры и Прионежского РОВД, ситуация разрешилась. Чоповцы "Карелнеруда" якобы ушли добровольно, выслушав внушение от прокуратуры, что они находятся здесь незаконно. Охранники, нанятые "Авиапроектом", остались контролировать ремонтные работы, которые затеял "Авиапроект" на территории Прионежского карьера. По словам Геннадия Корнилова, этот ремонт они могли начать и раньше, но "самое трудное было – войти на территорию".
Железная дорога
Мутная история связана и с железной дорогой, ремонт которой начали москвичи. Именно этот "ремонт", который другая сторона конфликта называет "варварством и разрушением", и стал причиной остановки работы предприятия. И "Авиапроект", и "Карелнеруд" потрясают в воздухе документами совершенно противоположного значения. Одни велят ООО "Авиапроект" отремонтировать железнодорожные пути Прионежского карьера, другие подтверждают тот факт, что ООО "Прионежский карьер" их уже отремонтировало. В любом случае, не так важно, в каком техническом состоянии была железная дорога, важно, в каком состоянии она сейчас. Руководители ООО "Авиапроект" сроки окончания ремонта четко не называют. В то же время именно из-за этого ремонта предприятие сейчас стоит, а рабочие митингуют. Геннадий Корнилов говорит, что приостановка производства — всего лишь пиар-ход руководства Прионежского карьера, потому что вывозить щебень можно и по воде. Однако директор ООО "Прионежский карьер" Александр Савельев утверждает, что 70 процентов щебня до сих пор вывозили по железной дороге, так что теперь на предприятии затаривание – работать невозможно.
Новый завод
Ремонт железной дороги, утверждают москвичи, — это первый шаг на пути строительства нового современного завода по добыче щебня. Его построят в течение нескольких месяцев, автоматизируют, и по мощности он не будет уступать заводу ООО "Прионежский карьер". На новом заводе будет 260-270 рабочих мест. При этом москвичи готовы соседствовать с заводом ООО "Прионежский карьер": "Мы не хотим и не будем закрывать предприятие "Прионежский карьер", — говорит Геннадий Корнилов. — Как оно работало, так пусть и продолжает работать. При одном условии — всякая арендующая организация должна платить соответствующую плату за пользование чужим имуществом. Новое предприятие будет набирать новых людей и будет так же работать. Мы строим предприятие, которое вообще должно увеличить количество рабочих мест в Прионежском районе".
Кто из двух владельцев карьера прав, понять сложно. Ясно одно — крайними в этой истории уже стали работники карьера. Разборки двух хозяев лишили их возможности зарабатывать 13 тысяч рублей в месяц – такова была средняя заработная плата работника карьера. Ждать, пока построят новый завод, придется долго, тем более что рабочих мест на нем все равно всем не хватит. На пресс-конференции присутствовали представители профсоюза Прионежского карьера, которые выступили с горячим ответом москвичам: "В нашей отрасли были примеры, когда борьба двух собственников приводила к тому, что с предприятия люди были уволены! В споре собственников должен ставить точку только Арбитражный суд, а трудовой коллектив не должен быть заложником всего этого!" Однако пока коллектив карьера все же является заложником конфликта двух сторон. Официальная позиция группы компаний "Карелнеруд", которой принадлежит Прионежский карьер: предприятие не может осуществлять свою деятельность до тех пор, пока "Авиапроект" блокирует ее.